ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Данная статья регулирует особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков. Фактически это льготы для перечисленных в статье отдельных категорий плательщиков по частичному освобождению от единого социального налога.

Льготами по налогам в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

«1. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации».

К данной категории налогоплательщиков относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и члены крестьянского (фермерского) хозяйства, приравненные к индивидуальным предпринимателям.

Согласно статье 241 НК РФ они уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 указанной статьи.

Таким образом, в соответствии с НК РФ адвокаты, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками единого социального налога (подпункт 2 пункта 1 статьи 235), при этом они не исчисляют и не уплачивают указанный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 245).

Исключив таких налогоплательщиков из числа плательщиков ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ, законодатель был обязан одновременно установить для этой категории граждан иное правовое регулирование, с тем, чтобы освобождение от обязанности уплачивать взносы в ФСС РФ не приводило к лишению их в случаях временной нетрудоспособности и рождения детей возможности пользоваться государственными гарантиями социальной защиты, предоставляемыми гражданам по системе обязательного социального страхования. Однако такое регулирование своевременно осуществлено не было.

Этот пробел восполнен в Федеральном законе от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», который вступил в силу с 1 января 2003 года. Согласно статье 3 такие налогоплательщики вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Налогоплательщики должны осуществлять за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу 3,5 процента налоговой базы (определяемой для них в соответствии с главой 24 части второй НК РФ) и в порядке, установленном частью четвертой той же статьи.

«Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи».

Таким образом, в настоящее время такие налогоплательщики самостоятельно решают вопрос о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пункт 2 в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года №58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (далее Закон 58-ФЗ) изложен в следующей редакции:

«2. От уплаты налога освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Указанная редакция пункта 2 вступила в силу с 1 августа 2004 года.

«3. Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации».

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в пункт 3, не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания мировых судей субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 года. В настоящее время суммы денежного содержания мировых судей облагаются ЕСН в общеустановленном порядке.

До принятия этих изменений при заполнении строки 0200 налоговой декларации по ЕСН формы, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 9 октября 2002 года №БГ-3-05/550 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и Инструкции по ее заполнению» необходимо было учитывать следующее: на суммы денежного содержания судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, льгота, установленная пунктом 3 статьи 245 НК РФ, не распространялась. В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам не относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Единый социальный налог на суммы такого денежного содержания начислялся в общеустановленном порядке, эти суммы не отражались в графе 3 строки 0200 декларации.

Следует отметить, что Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2005 года №21н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам и Инструкции о порядке ее заполнения» утверждена новая форма декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Пункт 4 статьи 245 НК РФ утратил силу с 1 августа 2004 года согласно Закону №58-ФЗ:

«4. Государственный таможенный комитет Российской Федерации не включает в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации, переводимых с 1 июля 2002 года на условия оплаты труда федеральной государственной службы».

Итак, единый социальный налог - это сбор денег для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение, социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Единый социальный налог консолидировал платежи, ранее уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, а именно в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты единого социального налога, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Единый социальный налог: постатейный комментарий».