Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 10/2020

Комментарий к Письму Минфина РФ от 13.08.2020 02-06-10/73034.

В 2020 году деятельность учреждений и организаций осуществляется в условиях, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Роспотребнадзор выпустил ряд писем (от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 и др.), в которых среди прочего рекомендовал работодателям обеспечить:

  • при входе работников в организацию (на предприятие) – возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;

  • качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования (комнат приема пищи, отдыха, туалетных комнат), во всех помещениях – с кратностью обработки каждые два часа;

  • наличие в организации не менее пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (масок, респираторов);

  • применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности).

С учетом приведенных рекомендаций Роспотребнадзора учреждение обязано дополнительно приобретать и использовать значительное количество моющих и дезинфицирующих средств.

В комментируемом Письме от 13.08.2020 № 02-06-10/73034 Минфин рассмотрел вопрос, касающийся отражения в бухучете вышеперечисленных расходов на исполнение рекомендаций по профилактике COVID-19.

Чиновники указали, что объем финансового обеспечения выполнения госзадания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Нормативные затраты учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, расчет объема финансового обеспечения осуществляется на плановый период (очередной финансовый год) исходя из обычных условий ведения финансово-хозяйственной деятельности (без учета чрезвычайных ситуаций).

Порядок ведения бухучета в бюджетных учреждениях регулируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, инструкциями № 157н[1], 174н[2].

В соответствии с п. 153 Инструкции № 174н начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение госзадания, не формирующих себестоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых бюджетным учреждением в рамках госзадания, отражается на счете 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) многие бюджетные учреждения не прекращали свою деятельность (продолжали оказывать услуги). В связи с этим организации осуществляли расходы во исполнение рекомендаций по профилактике среди работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), доведенных письмами Роспотребнадзора. Например, это закупка СИЗ, дезинфицирующих средств для обработки рук сотрудников, бесконтактных тепловизоров, бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха, услуг по уборке помещений с применением дезинфицирующих средств.

Указанные расходы вне зависимости от характера применения относятся к расходам, произведенным в условиях режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, потребность в закупке подобных товаров и работ для оказания учреждением услуг на отчетный период не прогнозировалась, актуальность их закупки на более длительный период не может быть оценена.

В связи с этим Минфин считает, что такие затраты организации относятся на счет 4 401 20 200.

Пример

Бюджетное учреждение образования в рамках соблюдения мер по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников закупило у коммерческой организации за счет субсидии на выполнение госзадания:

  • бесконтактный термометр стоимостью 10 000 руб.;

  • диспенсеры для антисептических средств на сумму 15 000 руб. (3 шт. x 5 000 руб.);

  • дезинфицирующее средство (кожный антисептик в канистрах по 5 л) на сумму 6 000 руб. (3 канистры x 2 000 руб.);

  • дезинфицирующее средство для обработки поверхностей (в канистрах по 5 л) на сумму 5 000 руб. (5 канистр x 1 000 руб.);

  • одноразовые перчатки на сумму 1 800 руб. (3 упаковки по 100 шт. x 600 руб.);

  • одноразовые маски на сумму 1 500 руб. (100 шт. x 15 руб.).

В бухгалтерском учете учреждения указанные расходы будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили бесконтактный термометр и диспенсеры

(10 000 + 15 000) руб.

4 106 34 310

4 302 31 734

25 000

Приняты к учету приборы в составе основных средств

4 101 34 310

4 106 34 310

25 000

Поступили дезинфицирующие средства, перчатки и маски

(6 000 + 5 000 + 1 800 + 1 500) руб.

4 105 36 346

4 302 34 734

14 300

Погашена задолженность перед поставщиком

4 302 31 834

4 201 11 610

Забалансовый счет 18 (КВР 244 / статья 310 КОСГУ)

25 000

4 302 34 834

Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 346 КОСГУ)

14 300

Списаны дезинфицирующие средства, перчатки, маски на расходы учреждения

4 401 20 272

4 105 36 446

14 300


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.