Автор: Валова С. Р., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Оказание первичной медико-санитарной помощи в местах проведения спортивных мероприятий их участникам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам осуществляется силами медицинского пункта, расположенного на объекте спорта. О том, что следует предусмотреть при его организации, мы поговорим в материале.
Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Нормы данного закона предусматривают систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом. При этом организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. Кроме того, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р, говорится: одной из мер социальной защиты спортсменов и тренеров является повышение качества медицинского обеспечения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим на объектах спорта должны быть созданы (открыты) медицинские пункты. Организация деятельности медицинского пункта объекта спорта рассмотрена в приложении 7 к Приказу № 134н.
В соответствии с положениями, изложенными в данном документе, в медпункте оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах спортсменам и специалистам, работающим со спортсменами, организаторам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам, находящимся на объекте спорта, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи.
Общие вопросы организации медицинского пункта
Как уже было сказано, медпункт, размещенный на объекте спорта, оказывает первичную медико-санитарную помощь всем лицам, нуждающимся в медицинской помощи. В связи с этим допускается организовывать медпункты по функциональному назначению для спортсменов, зрителей и других клиентских групп спортивных соревнований.
Обратите внимание: медпункты могут размещаться в местах проведения тренировок и в местах непосредственного проведения соревнований.
Количество медпунктов при проведении спортивных мероприятий определяется их организаторами по предполагаемому объему оказания медицинской помощи исходя из вида спорта, количества спортсменов, зрителей и иных участников, предполагаемых видов заболеваний и травм.
Медпункты обеспечиваются связью с организаторами спортивного мероприятия, главным врачом соревнований, службой скорой медицинской помощи, другими службами, участвующими в организации спортивного мероприятия.
В обязанности медпункта входит ведение учетной и отчетной документации в соответствии с законодательством РФ.
Функции медицинского пункта на объекте спорта
Медпункт для спортсменов осуществляет следующие функции (п. 9 приложения 7 к Приказу № 134н):
-
оказание медицинской помощи спортсменам и приравненному к ним персоналу при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
-
оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи спортсменам и приравненному к ним персоналу при заболеваниях и травмах;
-
оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, в том числе по профилю «Лечебная физкультура и спортивная медицина», спортсменам и приравненному к ним персоналу;
-
направление в соответствии с медицинскими показаниями в медицинскую организацию для оказания пострадавшим специализированной медицинской помощи;
-
проведение дополнительных медицинских осмотров спортсменов в тех видах спорта, где это регламентируется правилами проведения соревнований;
-
участие в организации медицинской эвакуации и транспортировки спортсменов в соответствующие медицинские организации;
-
участие в организации проведения противоэпидемических мероприятий в местах проведения соревнований;
-
другие мероприятия – в соответствии с медицинскими правилами и регламентами международных спортивных организаций.
Медпункт для зрителей, специалистов, работающих со спортсменами, организаторов, персонала спортивных сооружений осуществляет следующие функции (п. 10 приложения 7 к Приказу № 134н):
-
оказание медицинской помощи при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
-
оказание первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях и травмах;
-
направление в соответствии с медицинскими показаниями в медицинскую организацию для оказания пострадавшим специализированной медицинской помощи;
-
участие в организации медицинской эвакуации и транспортировки пострадавших в соответствующие медицинские организации;
-
участие в организации проведения противоэпидемических мероприятий в местах проведения соревнований.
Численность медицинских работников медпункта (для спортсменов, для зрителей) определяется в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского пункта объекта спорта согласно приложению 9 к Приказу № 134н.
Приобретение оборудования, инвентаря, медикаментов
Для организации работы медпункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения (п. 7 приложения 7 к Приказу № 134н):
-
кабинет врача-специалиста;
-
процедурный/массажный кабинет.
Обратите внимание: рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта дан в приложении 8 к Приказу № 134н.
В упомянутом приложении 8 приводится оснащение медпункта, предназначенного для спортсменов, а также для зрителей и других участников спортивных мероприятий.
В соответствии с указанным приложением медпункт для спортсменов должен содержать, в частности (приводится выдержка из текста):
Наименование видов медицинских изделий, мебели, лекарственных средств | Рекомендуемое количество, шт. |
Кушетка медицинская | 1 |
Шкаф медицинский | 1 |
Холодильник медицинский | 1 |
Белье медицинское одноразовое, комплект | 2 на кушетку |
Носилки медицинские | 2 |
Перчатки медицинские нестерильные смотровые одноразовые | 10 пар |
Перчатки хирургические стерильные одноразовые | 10 пар |
Термометр медицинский в футляре | 2 |
Электрокардиограф многоканальный интерпретирующий | 1 |
Дефибриллятор внешний автоматический для использования неподготовленными лицами с питанием от аккумуляторной батареи | 1 |
Скальпель одноразовый | 4 |
Шпатель для языка одноразовый | 20 |
Шприцы для инъекций одноразовые (в том числе и инсулиновые) разных объемов | 20 |
Укладка врача по спортивной медицине | 1 |
Приобретение оборудования и инструментария для медицинского кабинета предусмотрено законодательством РФ за счет средств соответствующего бюджета (планируется в смете доходов и расходов либо в плане финансово-хозяйственной деятельности спортивного учреждения в зависимости от его типа). Оборудование для медицинских кабинетов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобретается редко, хотя и данный вариант возможен.
В представленном перечне оборудования и инструментария содержатся как объекты основных средств, так и объекты, относящиеся к материальным запасам. В соответствии с Указаниями № 65н расходы на содержание медицинского пункта отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Например, расходы, связанные с приобретением в 2017 году основных средств (столов, кушеток, холодильников и т. д.), отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а расходы на приобретение объектов материальных запасов (шприцев, перевязочных средств, медикаментов и т. п.) – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Приобретение оборудования для медицинского кабинета и передача его в эксплуатацию осуществляются в общепринятом порядке, установленном инструкциями № 157н, 162н, 174н, 183н.
Рассмотрим примеры по отражению отдельных видов расходов.
Пример 1.
Бюджетное учреждение спорта получило целевую субсидию на приобретение медицинского оборудования в размере 75 000 руб. За счет указанных средств были приобретен кардиосинхронизированный дефибриллятор-монитор стоимостью 75 000 руб. (цифра в примера приведена условная). После приобретения оборудование сразу начали эксплуатировать.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены плановые назначения бюджетного учреждения по доходам | 5 507 10 180 | 5 504 10 180 | 75 000 |
Отражено поступление денежных средств в рамках субсидии на иные цели | 5 508 10 180 | 5 507 10 180 | 75 000 |
Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения | 5 201 11 510 | 5 205 81 660 | 75 000 |
Приняты обязательства по оплате поставленного оборудования | 5 506 10 310 | 5 502 11 310 | 75 000 |
Получено оборудование от поставщика | 5 106 31 310 | 5 302 31 730 | 75 000 |
Приняты денежные обязательства | 5 502 11 310 | 5 502 12 310 | 75 000 |
Перечислены поставщику денежные средства в оплату поставленного оборудования | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 | 75 000 |
Принято к учету оборудование, полученное от поставщика, по сформированной первоначальной стоимости | 5 304 06 830 | 5 106 31 410 | 75 000 |
Учтены доходы от полученной целевой субсидии на основании принятого учредителем отчета | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 75 000 |
Пример 2.
Дворец спорта, являющийся автономным учреждением и получающий субсидии на выполнение государственного задания, заключил договор на приобретение медикаментов и перевязочных средств. Стоимость лекарственных средств – 110 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). Оплата произведена с лицевого счета учреждения в два этапа: авансовый платеж (30%) и окончательный расчет после поставки лекарственных препаратов на аптечный склад учреждения. Деятельность организации не подлежит обложению НДС.
В учете учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщику в размере 30% от стоимости договора | 4 206 34 000 | 4 201 11 000 | 33 000 |
Поступили медикаменты и перевязочные средства в учреждение | 4 105 31 000 | 4 302 34 000 | 110 000 |
Произведен зачет аванса | 4 302 34 000 | 4 206 34 000 | 33 000 |
Произведен полный расчет за поставленные медикаменты | 4 302 34 000 | 4 201 11 000 | 77 000 |
Пример 3.
В июле 2017 года автономное учреждение спорта израсходовало медикаменты и перевязочные средства на 10 500 руб. Приобретение медикаментов и перевязочных средств осуществлялось за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.
В учете учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списаны по акту израсходованные медикаменты и перевязочные средства | 4 109 60 272 | 4 105 31 000 | 10 500 |
Численность персонала медпункта
Как уже было сказано, медпункты могут организовываться исходя из их функционального назначения – для спортсменов и для зрителей и других участников соревнований. В связи с этим рекомендуемые штатные нормативы медицинского пункта объекта спорта, приведенные в приложении 9 к Приказу № 134н,содержат указания для каждого вида медпункта в зависимости от его назначения.
Медпункт для обслуживания спортсменов должен содержать следующий штат:
Медицинский персонал | Рекомендуемая численность |
Врач по спортивной медицине* | Из расчета 1 должность на 50 спортсменов и на 1 медицинский пункт объекта спорта |
Медицинская сестра по массажу | Из расчета на 1 должность врача по спортивной медицине |
Медицинская сестра (фельдшер) | Из расчета на 1 должность врача по спортивной медицине |
* На должность врача по спортивной медицине назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к медицинским с высшим образованием по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» (см. Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н).
В примечаниях к данным нормативам указано, что при расчете количества медицинских работников, участвующих в медицинском обеспечении соревнований, рекомендуется учитывать:
-
количество мест тренировок и соревнований;
-
количество зрителей;
-
статистику обращаемости во время проведения предыдущих аналогичных соревнований.
Также отмечается, что количество медицинских работников и их состав в медицинских пунктах объекта спорта (для спортсменов, для зрителей) могут изменяться в соответствии с требованиями медицинских правил и регламентов спортивных организаций, в том числе международных.
Расходы на выплату заработной платы штатному персоналу медпункта отражаются в соответствии с Указаниями № 65 по кодам вида расходов 111 «Фонд оплата труда учреждений», 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» с отнесением по подстатьям КОСГУ:
-
211 «Заработная плата» – в части расходов по выплате должностных окладов, ставок заработной платы, почасовой оплате и др.;
-
213 «Начисления на выплаты по оплате труда» – в части расходов по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
Расходы на получение медицинской лицензии
При организации медпункта спортивному учреждению следует учитывать, что в соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ медицинская деятельность относится к числу видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, причем исключения для случая, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица, не предусмотрено.
Для получения лицензии учреждение направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг), которые будут выполняться (оказываться) медпунктом, с приложением копий учредительных документов и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, и другие документы.
К сведению: размер госпошлины установлен пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. В соответствии с ним за предоставление лицензии нужно платить 7 500 руб.
Расходы учреждения спорта в данном случае отразятся следующим образом:
-
на уплату госпошлины за предоставление лицензии – по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и статье 290 КОСГУ;
-
на оплату консультационных и юридических услуг, связанных с получением лицензии, – по коду вида расходов 244 и подстатье 226 КОСГУ.
* * *
Сформулируем основные выводы:
1. Организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. В связи с этим на объектах спорта должны быть созданы медицинские пункты. Организация деятельности медицинского пункта объекта спорта рассмотрена в Приказе № 134н. Также в данном приказе приводятся рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников и порядок оснащения медицинских пунктов.
2. Расходы на содержание медицинского пункта на приобретение оборудования и лекарственных препаратов отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
3. Расходы на выплату заработной платы штатному персоналу медпункта отражаются в соответствии по кодам вида расходов 111, 119 с отнесением соответственно по подстатьям 211, 213 КОСГУ.
4. Расходы на уплату госпошлины для получения лицензии отражаются по коду вида расходов 852 и статье 290 КОСГУ.