Ю. Васильев, д.э.н., генеральный директор КГ «Аюдар»/

Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2012

С 01.01.2012 вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 323-ФЗ[1] (ст. 16 и 17), регулирующие полномочия органов власти субъектов РФ и муниципальных органов в сфере здравоохранения. Указанными нормами ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи закрепляются за органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае передачи им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, в том числе по организации оказания медицинской помощи.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, где медицинская помощь оказывается согласно ст. 42 данного закона) в сфере охраны здоровья относятся:

  • создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
  • обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий на основании ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ;
  • информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ;
  • участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
  • участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
  • реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ;
  • создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2012 у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по организации оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Аналогичные нормы внесены в Федеральный закон № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 12 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которые использовались органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находились в муниципальной собственности до дня вступления в силу Федерального закона № 323-ФЗ[2], передаются в собственность соответствующих субъектов РФ в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством РФ.

Для справки

Передача муниципальных учреждений здравоохранения в собственность субъектов РФ не является реорганизацией учреждений. Указанный вывод, в частности, подтверждается Постановлением ФАС ВВО от 18.06.2009 № А29-8715/2008.

Вместе с тем ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание гражданам медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями согласно иным нормативным правовым актам не допускается. Так, например, органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделены отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере охраны здоровья граждан Областным законом Ленинградской области от 29.12.2011 № 114-оз.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:

  • вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
  • перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
  • способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
  • перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
  • порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
  • порядок осуществления органами государственной власти контроля за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
  • условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Обратите внимание

В случае принятия решения о передаче полномочий органам местного самоуправления здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которые использовались ими в целях охраны здоровья и находились в муниципальной собственности до передачи полномочий органам местного самоуправления, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению (ч. 13 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ). Кроме того, следует отметить, что законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из соответствующих бюджетов (ч. 8 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ).

Напомним, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов РФ, переданных органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций (ст. 140 БК РФ). Такие субвенции формируются в бюджете субъекта РФ за счет:

  • субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;
  • собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Для справки

Положения законов субъектов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок передачи имущества

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее – Постановление № 374).

В соответствии с п. 2 Постановления № 374 для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ необходимо представить следующие документы:

  • предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта РФ;
  • выписку из реестра муниципального имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
  • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданную не ранее чем за один месяц до ее направления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия собственника имущества;
  • копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальному учреждению (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
  • документы, подтверждающие право собственности муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
  • справку организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов – в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;
  • кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
  • согласие (письмо) муниципального учреждения на передачу имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
  • заверенную в установленном порядке копию устава муниципального учреждения, которое либо имущество которого, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении муниципального учреждения, которое либо имущество которого, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
  • бухгалтерский баланс муниципального учреждения – в случае его передачи как имущественного комплекса;
  • документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, – в случае принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, если указанное имущество используется органами самоуправления, муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
  • предложение органа государственной власти субъекта РФ о передаче в собственность субъекта РФ имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и указанием организации, за которой предлагается закрепить имущество;
  • обращение государственного учреждения субъекта РФ о принятии имущества в собственность субъекта РФ в случае, если органом государственной власти субъекта РФ, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней;
  • заверенную в установленном порядке копию устава организации, за которой предлагается закрепить имущество;
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепить имущество.

Кроме того, при передаче муниципальных учреждений как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, наряду с вышеуказанными документами представляются перечень данных учреждений согласно приложению 1 к Постановлению № 374 и перечень недвижимого имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Также к предложению о передаче прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче, согласно приложению 2 к Постановлению № 374.

В соответствии со ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее ему имущество. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Напомним, что передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, а также между субъектами учета и иными государственными (муниципальными) организациями, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 29 Инструкции № 157н[3]).

Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 Инструкции № 162н[4]).

Трудовые отношения с работниками

В соответствии со ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»):

  • при приватизации государственного или муниципального имущества, то есть при передаче имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 217 ГК РФ);
  • при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (п. 2 ст. 235 ГК РФ);
  • при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот;
  • при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.

Для справки

В случае расторжения трудовых договоров с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков таких работников (ст. 181 ТК РФ).

Как мы уже отмечали, смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. Однако они могут сами отказаться продолжать трудовые отношения. В этом случае трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.


[1] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[2] В соответствии со ст. 101 Федерального закона № 323-ФЗ указанный нормативный акт начал действовать со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Федеральный закон № 323-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 22.11.2011.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.