Автор: Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы (далее – государственная программа) предусмотрены различные виды государственной поддержки отрасли культуры, в частности поддержка лучших сельских учреждений культуры и их работников. Такая поддержка осуществляется в виде субсидий, выделяемых из средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. О порядке предоставления и учета этих субсидий расскажем в данной консультации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.07.2012 № 1062 (далее – Указ № 1062) в целях государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников ежегодно, начиная с 2013 года, выплачиваются:

– 1 000 денежных поощрений в размере 100 000 руб. каждое – лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, за создание творческих проектов, направленных на сохранение и пропаганду народных традиций региона, а также за приобщение детей и взрослого населения к достижениям отечественной и мировой культуры;

– 1 000 денежных поощрений в размере 50 000 руб. каждое – лучшим работникам муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, за создание инновационных форм работы с населением, разработку и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности, достижения в области информационной и просветительской деятельности, высокое профессиональное мастерство при условии, что их стаж работы в таких учреждениях составляет не менее трех лет.

Выплата денежного поощрения осуществляется ко дню работника культуры по результатам ранее проведенного конкурса.

Получившее денежное поощрение муниципальное учреждение культуры, находящееся на территории сельского поселения, и работник такого муниципального учреждения имеют право повторно участвовать в соответствующем конкурсе не ранее чем через пять лет.

Правила предоставления субсидии

Формирование, предоставление и распределение из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку отрасли культуры, в том числе субсидий на выплату денежных поощрений, осуществляются по правилам, приведенным в приложении 8 к государственной программе (далее – Общие правила предоставления субсидий).

Согласно п. 26 таких правил субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ в соответствии с соглашением, заключаемым между Минкультуры и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (далее – соглашение), которое содержит следующее:

1) реквизиты правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходное обязательство субъекта РФ, на исполнение которого предоставляется субсидия. В отношении субсидий на выплату денежных поощрений таким правовым актом может быть приказ (распоряжение) о выплате денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры и лучшим работникам учреждений;

2) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта РФ, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств;

3) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов за счет субсидии;

4) значения показателей результативности использования субсидии, соответствующие значениям показателей государственной программы, и обязательства субъекта РФ по их достижению;

5) прочие условия.

Соглашения заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минфина РФ от 27.10.2016 № 195н.

Отбор субъектов РФ на получение субсидии осуществляется на основании критериев, приведенных в приложении 1 к правилам.

К субсидиям, предоставленным из федерального бюджета, добавляются средства бюджета субъекта РФ, после чего общая сумма субсидии направляется в адрес местных бюджетов.

Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом федеральных правил. К примеру, Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2017 № 491 утвержден Порядок предоставления, распределения и расходования субсидий за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на поддержку отрасли культуры в 2017 году (далее – Порядок № 491).

В бюджете Нижегородской области субсидии на поддержку отрасли культуры формируются за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета. Главным распорядителем таких субсидий назначено Минкультуры Нижегородской области (п. 2, 3 Порядка № 491).

Местным бюджетам субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного администрацией муниципального образования с Минкультуры Нижегородской области. Условия такого соглашения аналогичны условиям соглашения, заключенного на федеральном уровне.

Пунктом 4 Порядка № 491 установлено, что выделяемые субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели.

Средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в случаях (п. 19, 20 Порядка № 491):

  • нецелевого использования субсидии (в объеме средств, использованных не по целевому назначению);

  • если такие субсидии не были использованы полностью в текущем финансовом году (в объеме неиспользованного остатка средств).

Ответственность за целевое использование субсидии и достоверность представляемой отчетности несут главы администраций муниципальных образований (п. 21 Порядка № 491).

Конкурс на получение денежного поощрения

Как было упомянуто выше, денежные поощрения выплачиваются по результатам проведенного конкурса по отбору лучших муниципальных учреждений культуры и лучших работников таких учреждений.

Общие правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений, и их работниками утверждены Приказом Минкультуры РФ от 02.04.2013 № 306 (далее – Правила № 306).

Инициирует (организует) конкурс уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (как правило, это областные (краевые) министерства, департаменты или управления культуры).

Уполномоченный орган создает конкурсную комиссию, которая по критериям конкурсного отбора определяет рейтинг лучших учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников. С учетом такого рейтинга комиссия формирует списки победителей (п. 3.2, 3.4 Правил № 306).

На основании списков победителей конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ издает распоряжение (приказ) о присуждении денежных поощрений, определенных конкурсной комиссией.

Более подробные правила проведения конкурсов устанавливаются организаторами конкурсов. Обратимся все к той же Нижегородской области. Приказом Минкультуры Нижегородской области от 25.01.2016 № 13 «О проведении областного конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений Нижегородской области, и их работниками в 2016 году» утверждено положение, определяющее условия участия в конкурсе, порядок, сроки проведения конкурса и критерии конкурсного отбора лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников.

В частности, данным положением установлено, что выдвижение кандидатов для участия в конкурсе осуществляется:

  • учредителем в отношении кандидатов-учреждений;

  • учреждением по согласованию с учредителем в отношении кандидатов-работников.

Согласно указанному положению организатором конкурса выступает Минкультуры Нижегородской области. Результаты конкурса доводятся министерством до сведения победителей в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа министерства об итогах областного конкурса. Текст приказа размещается на официальном сайте министерства (Приказ Минкультуры Нижегородской области от 19.02.2016 № 22 «Об итогах областного конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений Нижегородской области, и их работниками в 2016 году»).

Процедура выплаты денежного поощрения

В соответствии с Общими правилами предоставления субсидий основанием для выплаты денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры и их работникам является распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о присуждении денежных поощрений, определенных конкурсной комиссией указанного органа. Денежные средства перечисляются:

  • лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, на лицевой счет данного учреждения;

  • лучшим работникам – на счет, открытый в кредитной организации (например, на банковскую карту работника).

На счета получателей денежные средства должны поступить в 3-месячный срок со дня вступления в силу распоряжения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о присуждении денежных поощрений, но не позднее текущего года.

Конкретный порядок выплаты денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры и их работникам определяется правилами расходования субсидии, устанавливаемыми высшим исполнительным органом муниципального образования (местной администрацией).

Проанализировав несколько таких местных нормативных актов, отметим следующее.

Полномочия по расходованию субсидий (расходные обязательства) выполняет либо непосредственно администрация муниципального образования, либо уполномоченный орган в сфере культуры (отдел культуры, управление культуры муниципального образования).

Что касается поощрений лучшим учреждениям культуры, порядок их выплаты у всех одинаков: такие средства перечисляются на лицевой счет лучших учреждений и расходуются ими на улучшение материально-технической базы или материальное поощрение работников.

В отношении поощрений лучшим работникам могут быть установлены различные варианты их выплаты:

1) администрация муниципального образования сама перечисляет денежные средства на счет лучших работников (постановления Администрации Дмитриевского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 03.08.2015 № 70-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов на выплату денежного поощрения лучшему работнику муниципального учреждения культуры, находящегося на территории сельского поселения», Администрации Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 09.06.2016 № 92 «О порядке предоставления денежного поощрения лучшим муниципальным работникам МУ КДК Широковского сельского поселения в 2016 году»);

2) денежные средства перечисляются учреждениями культуры, с которыми работники-победители состоят в трудовых отношениях. То есть изначально средства поступают на счет учреждений, а затем учреждения переводят их на счета (банковские карты) работников (Постановление Администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области от 03.09.2015 № 744/1 «Об утверждении порядка получения и расходования иных межбюджетных трансфертов на выплату денежного поощрения лучшим работникам муниципальных учреждений культуры»).

В зависимости от установленного в муниципальном образовании способа выплаты денежного поощрения бухгалтерский учет таких операций будет отличаться.

Бухгалтерский учет

Как отмечалось ранее, субсидия, предоставляемая из бюджета на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры и их работникам, имеет целевой характер.

В соответствии с Указаниями № 65н зачисление субсидий на выплату денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры и их работникам в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется по следующим кодам доходов:

– 000 2 02 45147 00 0000 151 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам на государственную поддержку муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений»;

– 000 2 02 45148 00 0000 151 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам на государственную поддержку лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений».

Как видно, в данном случае используется подстатья аналитической группы подвида доходов (подстатья КОСГУ) 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Такой код применяется органами исполнительной власти – администраторами доходов (главными распорядителями бюджетных средств) при отражении в учете операций по зачислению целевых субсидий в бюджет.

Муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям культуры, на лицевой счет которых поступила целевая субсидия из бюджета, следует применять другую статью аналитической группы подвида доходов (статью КОСГУ) – 180 «Прочие доходы».

Муниципальным казенным учреждениям культуры средства целевой субсидии предоставляются путем доведения лимитов на выполнение расходных обязательств.

Согласно Указаниям № 65н расходование бюджетных субсидий на выплату денежных поощрений лучшим учреждениям культуры и их работникам осуществляется по следующим направлениям расходов:

– 51470 «Иные межбюджетные трансферты на государственную поддержку муниципальных учреждений культуры»;

– 51480 «Иные межбюджетные трансферты на государственную поддержку лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений».

Расходы местной администрации (уполномоченного органа) по предоставлению субсидий бюджетным (автономным) учреждениям отражаются по подстатье 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» КОСГУ и коду вида расходов (КВР):

– 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели»;

– 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

Субсидии на выплату денежных поощрений лучшим учреждениям

Порядок отражения операций по предоставлению и расходованию субсидии на выплату денежного поощрения лучшим учреждениям культуры рассмотрим на примере.

Пример 1.

Сельскому дому культуры (бюджетному учреждению), выигравшему в областном конкурсе по отбору лучшего муниципального учреждения культуры, из бюджета муниципального района перечислена на лицевой счет целевая субсидия в сумме 100 000 руб. За счет средств субсидии учреждением были приобретены два баяна стоимостью 50 000 руб. каждый. Музыкальные инструменты отнесены к особо ценному движимому имуществу.

В бухгалтерском (бюджетном) учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете местной администрации

Начислены администратором суммы доходов по полученной межбюджетной субсидии

20245147050000151
1 205 51 560

20245147050000151
1 401 10 151

100 000

Зачислена субсидия в доход бюджета

20245147050000151
1 210 02 151

20245147050000151
1 205 51 660

100 000

Начислены расходы по предоставлению субсидии

08010000051470612
1 401 20 241

08010000051470612
1 302 41 730

100 000

Перечислена субсидия бюджетному учреждению

08010000051470612
1 302 41 830

08010000051470612
1 304 05 241

100 000

В учете бюджетного учреждения культуры

Поступила целевая субсидия на лицевой счет

08010000000000000
5 201 11 510

08010000000000180
5 205 81 660

100 000

Забалансовый счет 17
(180 КОСГУ)

Поступили музыкальные инструменты

(50 000 руб. x 2 шт.)

08010000000000244
5 106 21 310

08010000000000244
5 302 31 730

100 000

Оплачена поставка музыкальных инструментов

08010000000000244
5 302 31 830

08010000000000000
5 201 11 610

100 000

Забалансовый счет 18
(КВР 244/310 КОСГУ)

Начислены доходы по целевой субсидии в сумме произведенных расходов (на основании отчета об использовании субсидии)

08010000000000180
5 205 81 560

08010000000000180
5 401 10 180

100 000

Переведены произведенные вложения в объекты основных средств с одного вида финансового обеспечения (деятельности) на иной (с вида деятельности 5 на вид деятельности 4)

08010000000000000
5 304 06 830

08010000000000244
5 106 21 310

100 000

08010000000000244
4 106 21 310

08010000000000000
4 304 06 730

Приняты к учету музыкальные инструменты

08010000000000000
4 101 24 310

08010000000000244
4 106 21 310

100 000

Операции по поступлению и использованию целевой субсидии отражаются в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 5 «Субсидии на иные цели» (п. 21 Инструкции № 157н). При этом стоимость основных средств, приобретенных за счет целевой субсидии, подлежит переводу с КВФО 5 на КВФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», поскольку такие объекты используются для оказания услуг в рамках основной деятельности учреждения (то есть при выполнении государственного (муниципального) задания).

Субсидии на выплату денежных поощрений лучшим работникам

Рассмотрим на примерах порядок отражения операций по выплате денежных поощрений лучшим работникам напрямую местной администрацией и учреждением культуры, в котором такой работник состоит в штате.

Пример 2.

Бюджету муниципального района предоставлена целевая субсидия на выплату денежного поощрения в сумме 50 000 руб. работнику муниципального учреждения культуры (бюджетного учреждения). Данный работник признан лучшим на областном конкурсе. Согласно утвержденному порядку расходования указанной субсидии администрация района после получения денежных средств в течение трех месяцев обязана перечислить их лучшему работнику культуры на банковскую карту.

В бюджетном учете администрации данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены администратором суммы доходов по полученной межбюджетной субсидии

20245148050000151
1 205 51 560

20245148050000151
1 401 10 151

50 000

Зачислена субсидия в доход бюджета

20245148050000151
1 210 02 151

20245148050000151
1 205 51 660

50 000

Начислены расходы по выплате поощрения лучшему работнику муниципального учреждения культуры

08010000051480350
1 401 20 290

08010000051480350
1 302 91 730

50 000

Удержан НДФЛ с суммы поощрения
((50 000 – 4 000*) руб. x 13%)

08010000051480350
1 302 91 830

08010000051480350
1 303 01 730

5 980

Перечислено денежное поощрение на банковскую карту физического лица

08010000051480350
1 302 91 830

08010000051480350
1 304 05 290

44 020

Уплачен НДФЛ в бюджет

08010000051480350
1 303 01 830

08010000051480350
1 304 05 290

5 980

* При исчислении НДФЛ налогооблагаемый доход подлежит уменьшению на сумму 4 000 руб. на основании п. 28 ст. 217 НК РФ. Подробно порядок исчисления НДФЛ с сумм денежного поощрения рассмотрен ниже.

Стоит отметить, что налоговый агент не несет дополнительных расходов по уплате НДФЛ, поскольку налог уплачивается за счет суммы предоставляемого денежного поощрения.

Пример 3.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что субсидия на выплату денежного поощрения работнику сначала была перечислена на лицевой счет учреждения, а затем учреждение перечислило денежные средства своему работнику.

В этом случае операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете местной администрации

Начислены администратором суммы доходов по полученной межбюджетной субсидии

20245148050000151
1 205 51 560

20245148050000151
1 401 10 151

500 000

Зачислена субсидия в доход бюджета

20245148050000151
1 210 02 151

20245148050000151
1 205 51 660

50 000

Начислены расходы по предоставлению субсидии учреждению

08010000051480612
1 401 20 241

08010000051480612
1 302 41 730

50 000

Перечислена субсидия бюджетному учреждению

08010000051480612
1 302 41 830

08010000051480612
1 304 05 241

50 000

В учете бюджетного учреждения культуры

Поступила целевая субсидия на лицевой счет

08010000000000000
5 201 11 510

08010000000000180
5 205 81 660

50 000

Забалансовый счет 17 (180 КОСГУ)

Начислены расходы по перечислению денежного поощрения работнику

08010000000000350
5 401 20 290

08010000000000350
5 302 91 730

50 000

Удержан НДФЛ с суммы поощрения
((50 000 – 4 000) руб. x 13%)

08010000000000350
5 302 91 830

08010000000000350
5 303 01 730

5 980

Перечислено денежное поощрение на банковскую карту работника
((50 000 – 5 980) руб.)

08010000000000350
5 302 91 830

08010000000000000
5 201 11 610

44 020

Забалансовый счет 18
(КВР 350/290 КОСГУ)

Уплачен НДФЛ в бюджет

08010000000000350
5 303 01 830

08010000000000000
5 201 11 610

5 980

Забалансовый счет 18
(КВР 350/290 КОСГУ)

Налоговый учет

Учет полученных учреждением культуры субсидий в целях исчисления налога на прибыль.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Исходя из этого субсидии, предоставленные муниципальным учреждениям культуры в целях государственной поддержки таких учреждений и их работников, не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Обложение НДФЛ денежного поощрения, выплачиваемого лучшим работникам учреждений культуры.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В силу п. 7 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) за выдающиеся достижения в указанных областях по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

В настоящее время перечень премий, освобождаемых от обложения НДФЛ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 № 89. При этом денежное поощрение лучшим работникам муниципальных учреждений культуры, выплачиваемое в соответствии с Указом № 1062, в данный перечень не включено. Следовательно, освобождение, предусмотренное п. 7 ст. 217 НК РФ, на данные поощрения не распространяется. Аналогичный вывод приводит Минфин в отношении поощрений лучшим учителям (письма Минфина РФ от 25.06.2012 № 03-04-05/6-765, от 18.11.2008 № 03-04-05-01/431, от 14.04.2008 № 03-04-05-01/107).

Также на основании п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 руб. за налоговый период, в виде стоимости призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления. Поскольку денежное поощрение лучшим работникам учреждений культуры выплачивается по результатам конкурса, организуемого государственным органом субъекта РФ (Минкультуры, департаментом культуры субъекта РФ), сумма поощрения до 4 000 руб. включительно освобождается от обложения НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 24.04.2014 № 03-04-05/19205).

Суммы поощрения, превышающие 4 000 руб., облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке. Иными словами, при выплате работникам учреждения культуры поощрения в размере 50 000 руб. облагать НДФЛ по ставке 13% следует только 46 000 руб.

К сведению: удержание и уплата налога с денежного поощрения осуществляются налоговыми агентами – организациями, от которых физическое лицо получило поощрение. Как было рассмотрено выше, выплата денежного поощрения лучшим работникам учреждений культуры может производиться либо муниципальным органом, либо учреждением культуры, в штате которого работник состоит. Следовательно, при перечислении поощрения на счет работника муниципальный орган (учреждение-работодатель) обязано удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. Порядок отражения таких операций в бухгалтерском (бюджетном) учете рассмотрен в примерах 2, 3.

Обложение страховыми взносами денежного поощрения, выплачиваемого лучшим работникам учреждений культуры.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Выплата денежного поощрения лучшим работникам учреждений культуры производится на основании приказа (распоряжения) государственного органа по итогам проводимого конкурса. Такая выплата не связана с выполнением работником трудовых обязанностей (не включена в систему оплаты труда) и не предполагает со стороны работника выполнения каких-либо работ или услуг по договорам ГПХ. Следовательно, сумма единовременного денежного поощрения, выплачиваемого лучшим работникам культуры – победителям конкурсов, не является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичные выводы изложены в постановлениях АС ЦО от 25.11.2015 № Ф10-4102/2015 по делу № А64-8343/2014, ФАС ПО от 31.07.2014 по делу № А06-8566/2013.