А. Л. Опальская, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва)

Журнал «Учет в сфере образования» № 5, май 2011 г.

Если образовательное учреждение перешло на финансирование в виде субсидирования, следует помнить, что правила учета поступления и затрат имеют особенности. Ведь для таких учреждений разработаны специальные нормативные акты. В частности, План счетов бухгалтерского учета бюджетными учреждениями и Инструкция по его применению...

Порядок финансирования установлен

Прежде всего отмечу, что образовательные учреждения в форме бюджетных учреждений нового типа финансируются путем выделения субсидий из соответствующего бюджета на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и расходов на содержание недвижимого, особо ценного движимого имущества, а также затрат на уплату налогов (п. 6 ст. 9.2 Закона РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

То есть правила финансирования таких учреждений очень близки к тем, что предусмотрены для автономных учреждений (за исключением выделения последним средств на развитие).

Объем и условия предоставления субсидий устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Порядок формирования и финансовое обеспечение выполнения госзадания на оказание услуг (работ) устанавливается определенными правовыми актами главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

Так, например, постановлением Правительства Московской области от 28 декабря 2010 г. № 1212/60 установлена не только методика расчета объема субсидии учреждениям Московской области, но и методика отчетности по выделенным средствам.

Также обращаем внимание на то, что субсидии, предоставленные образовательным учреждениям, отнесены Налоговым кодексом РФ к средствам целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Следовательно, субсидии, полученные в качестве бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Как поступления отразить в бухгалтерском учете

Правила учета образовательными учреждениями нового типа определены приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. Именно им утверждены План счетов бухгалтерского учета бюджетными учреждениями и Инструкция по его применению. Отметим, что нормы этого приказа применяются в рамках Единого плана счетов и Инструкции по его применению.

Итак, в соответствии с данными нормами в 18-м разряде счета (код вида финансового обеспечения (деятельности)) указывается признак 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на лицевой счет образовательного учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 81 560«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

4 401 10 180«Прочие доходы»

Субсидия перечисляется на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения, утвержденного постановлением № 671). Поступление субсидии на лицевой счет учреждения в учете отражается так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили субсидии на лицевой счет, открытый в ОФК

4 201 11 510«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

4 205 81 660«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Пример 1.

Бюджетному образовательному учреждению предоставлены субсидии из соответствующего бюджета (с поквартальной разбивкой) на выполнение государственного задания на сумму 2 млн руб.

Суммы перечислены на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.

Бухгалтер образовательного учреждения записал:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность в сумме полученной субсидии

4 205 81 560«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

4 401 10 180«Прочие доходы»

2 000 000

Получена субсидия, предоставленная на выполнение государственного (муниципального) задания*

4 201 11 510«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

4 205 81 660«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

2 000 000

* Поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).

Размер субсидии зависит от нормативных затрат

Объем предоставляемых субсидий определяется исходя из нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. При расчете нормативных затрат на оказание образовательным учреждением госуслуги во внимание принимаются:

а) затраты, которые непосредственно связаны с оказанием государственной услуги (образовательная деятельность);

б) расходы на общехозяйственные нужды.

Причем нормативы затрат каждый главный распорядитель устанавливает самостоятельно (на основании постановления № 671). В свою очередь лимиты на содержание имущества учреждения рассчитываются с учетом расходов:

– на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат образовательного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;

– на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;

– на уплату соответствующих налогов.

Пример 2.

Образовательным учреждением за счет выделенной субсидии на выполнение государственного задания начислена зарплата преподавателям – 500 тыс. руб. и перечислена сумма (за вычетом налогов) на лицевые счета специалистов в размере 435 тыс. руб.

Записи в бухгалтерском учете будут следующими:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты обязательства в сумме начисленной преподавателям заработной платы

4 401 20 211«Расходы по заработной плате»

4 302 11 730«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

500 000

Перечислена заработная плата на лицевые счета преподавателей*

4 302 11 830«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

4 201 11 610«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

435 000

Важно запомнить

Бюджетные учреждения нового типа ведут учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетными учреждениями и Инструкцией по применению Единого плана счетов.