Автор: Обухова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Автономные учреждения федерального уровня при составлении плана ФХД руководствуются порядком составления плана, установленным органом-учредителем, Требованиями, утвержденными Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н, Порядком № 168н, утвержденным Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н. Приказом Минфина России от 07.09.2022 № 136н в Порядок № 168н внесены изменения, которые применяются начиная с составления плана ФХД на 2023 год и плановые периоды 2024 и 2025 годов. Ниже рассмотрим, какие положения данного порядка затрагивают вводимые новшества.
Изменения порядка составления проекта плана ФХД
Показатели, содержащиеся в плане ФХД, отражаются в учете учреждения. При этом отражению подлежат сведения как текущего периода, так и плановых периодов (например, план утвержден на 2022 год и плановые периоды 2023 и 2024 годов, в учете отражаются сведения по каждому году с детализацией их периодов). При утверждении плана ФХД на очередной период сведения на счетах бухгалтерского учета подлежат корректировке. Например, при утверждении плана на 2023 год и плановые периоды 2024 и 2025 годов в учете показатели, отраженные ранее на 2023 год, корректируются и приводятся в соответствие требованиям нового плана ФХД. В связи с этим в п. 10 Порядка № 168н были внесены изменения, согласно которым данные действия в учете приводятся в соответствие требованиям Минфина в части составления плана ФХД. В новой редакции названного пункта установлено, что учреждение составляет проект плана путем:
-
уточнения (при необходимости) показателей поступлений и выплат планового периода, содержащихся в утвержденном плане;
-
формирования планируемых показателей поступлений и выплат второго года планового периода.
Относительно формирования проекта плана ФХД обратим ваше внимание также на следующие новшества:
-
учреждение теперь будет составлять проект плана ФХД не при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете, а в сроки, установленные порядком органа-учредителя (п. 10 Порядка № 168н в новой редакции);
-
органу-учредителю необязательно формировать проект государственного задания и проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях доведения до подведомственных учреждений информации о планируемых к предоставлению из федерального бюджета объемах субсидий (норма, определяющая данное требование, исключена из п. 10 Порядка № 168н).
Формирование сведений о поступлениях и выплатах
При составлении плана ФХД на 2023 год и плановые периоды 2024 и 2025 годов следует принять во внимание требование о формировании информации о помесячной детализации показателей поступлений и выплат, включенных в план ФХД, в сведениях о поступлениях и выплатах (новая редакция п. 10 Порядка № 168н). Рекомендуемый образец сведений приведен в приложении 3 к Порядку № 168н. Напомним, что проект плана ФХД реализуется (внесение изменений в план ФХД осуществляется) учреждением согласно обоснованиям (расчетам) плановых показателей поступлений и выплат. Они являются неотъемлемой частью плана ФХД. В случае внесения изменений в утвержденные показатели плана ФХД без корректировки обоснований (расчетов) (такие изменения делаются по решению органа-учредителя) сведения о поступлениях и выплатах подлежат уточнению (п. 21 Порядка № 168н в новой редакции, п. 22 Порядка № 168н). Напомним, что прежде сведения о поступлениях и выплатах учреждения составляли, только когда вносили изменения в плановые показатели.
Период утверждения плана ФХД
Приказом № 136н приведена в соответствие п. 46 Требований норма о том, что план утверждается до начала очередного финансового года (п. 16 Порядка № 168н в новой редакции). В прежней редакции данного пункта было сказано, что план подлежит рассмотрению, согласованию и принятию в силу п. 11–14 Порядка № 168н, но не позднее 10 рабочих дней после заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период. Напомним, что по новым правилам срок утверждения плана ФХД не ставится в зависимость от даты заключения соглашения о предоставлении субсидий. После формирования соглашений о предоставлении субсидий (грантов) учреждение вправе при необходимости внести уточнения в план ФХД (проект плана) (новая редакция п. 15 Порядка № 168н).
Изменение плана ФХД
Изменение показателей плана осуществляется в порядке и сроки, которые установлены порядком органа-учредителя. Основания для внесения изменений в план ФХД названы в п. 20 Порядка № 168н.Внесена техническая правка лишь в один подпункт. Прежде изменение показателей плана в течение текущего финансового года осуществлялось в связи с изменением объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат по причине внесения изменений в план (план-график) закупок, предусматривающих увеличение или уменьшение ранее запланированных выплат. В новой редакции это основание звучит так: по причине внесения изменений в план (план-график) закупок, предусматривающих изменение показателей по выплатам (увеличение или уменьшение ранее запланированных в плане выплат).
При внесении изменений в план ФХД следует иметь в виду то, что показатели плана по выплатам после внесения в них изменений не могут превышать объем плановых поступлений с учетом остатка на начало текущего финансового года.
Требования к составлению обоснований (расчетов)
Обоснования (расчеты) плановых показателей являются неотъемлемой частью плана ФХД (прежде – п. 25 Порядка № 168н, сейчас – п. 10 Порядка № 168н). Обоснования (расчеты) составляются по правилам, установленным п. 25–55 Порядка № 168н. В приложении 2 к Порядку № 168н приведены рекомендуемые для использования образцы таблиц-обоснований. Таблицы-обоснования отражают показатели по поступлениям и выплатам.
Приказом № 136н внесены коррективы в общие правила формирования таблиц-обоснований, положения, регламентирующие правила заполнения отдельных таблиц-обоснований, а изменению подверглись формы некоторых таблиц. Ниже поговорим об этом подробно.
Итак, при составлении обоснований (расчетов) в части показателей по выплатам учреждения следует иметь в виду, что обоснования (расчеты) плановых показателей выплат текущего финансового года подлежат уточнению в отношении размера принятых и не исполненных на начало текущего финансового года обязательств после составления и утверждения учреждением годовой бухгалтерской отчетности. Этой нормой Приказом № 136н дополнен п. 26 Порядка № 168н.
При формировании обоснований (расчетов) по доходам нужно учитывать следующее новшество: в случае изменения показателей поступлений в очередном финансовом году и в соответствующем году планового периода более чем на 20% по сравнению с отчетным органу-учредителю направляется информация о причинах указанных изменений (новая редакция п. 27 Порядка № 168н). Напомним, что расчеты по доходам формируются:
-
по доходам от использования собственности (в том числе доходы в виде арендной платы, платы за сервитут, от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, проценты по депозитам, остаткам денежных средств);
-
по доходам от оказания услуг (выполнения работ) (в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а также женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период на основании родового сертификата);
-
по доходам в виде штрафов, возмещения ущерба (в том числе штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров));
-
по доходам в виде безвозмездных денежных поступлений (в том числе грантов, пожертвований);
-
по доходам в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
-
по доходам от операций с активами (в том числе доходы от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов).
При формировании расчетов по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждению следует принять во внимание то, что они должны соответствовать (п. 51 Порядка № 168н в новой редакции):
-
планируемым показателям плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемого в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае осуществления закупок в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
-
планируемым показателям плана закупок товаров, работ, услуг, формируемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в отношении закупок, подлежащих включению в указанный план закупок согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также показателям закупок, которые по положениям п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, не включаются в план закупок.
Изменения рекомендуемого образца плана ФХД
В рекомендуемый образец плана ФХД, содержащийся в приложении 1 к Порядку № 168н, внесены следующие изменения:
-
из строки 2600 исключена сноска 7, устанавливающая, что показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, отраженные в этой строке плана, подлежат детализации в разд. 2 «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг» плана;
-
форма дополнена строкой 2800 «Специальные расходы», в которой отражаются показатели по КВР 880. Напомним, что в подгруппе 880 приводятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные на реализацию отдельных мероприятий, распределение которых по соответствующим группам, подгруппам и элементам не представляется возможным в силу специфики расходных обязательств (в том числе по компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») (п. 48.8.8 Порядка № 85н, п. 53.8.9 Порядка № 82н). Для отражения расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений данная подгруппа видов расходов не применяется.
Изменения обоснований (расчетов) плановых показателей
Приказом № 136н внесены корректировки в следующие формы обоснований (расчетов) плановых показателей:
-
по поступлениям от приносящей доход деятельности в части доходов от собственности;
-
по поступлениям доходов от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждения;
-
плановые показатели безвозмездных денежных поступлений;
-
по поступлениям от выбытия материальных запасов;
-
на уплату прочих налогов, сборов;
-
на уплату штрафов (в том числе административных), пеней и иных платежей;
-
на уплату взносов в международные организации;
-
на выплаты в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями;
-
на закупку товаров, работ, услуг.
В частности, таблица обоснований (расчетов) плановых показателей безвозмездных денежных поступлений Приказом № 136н дополнена разд. 3, в котором справочно отражается информация о соотношении плановых показателей поступлений и поступлений, полученных в предшествующих отчетных периодах. Аналогичным разделом дополнена и форма обоснования (расчетов) плановых показателей по поступлениям от выбытия материальных запасов.
* * *
В завершение хотелось обратить ваше внимание на то, что обеспечение открытости и доступности сведений о деятельности автономного учреждения определено ч. 13, 14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях и Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н. Федеральным законом от 14.07.2022 № 326-ФЗ (далее – Закон № 326-ФЗ)до 1 января 2025 года приостановлено действие пп. 6 и 10 п. 3.3, п. 3.5 (в части порядка размещения в Интернете документов, указанных в пп. 6 и 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Во исполнение Закона № 326-ФЗ Федеральным казначейством прекращено размещение сведений о планах финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных)учреждений и об отчетах о результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, предоставленных с 14 июля 2022 года, на едином портале бюджетной системы РФ и официальном сайте www.bus.gov.ru.
В то же время, как отмечается в Письме Минфина России № 09-07-06/94470, Федерального казначейства № 07-04-05/13-23771 от 30.09.2022, процедура представления сведений на официальный сайт www.bus.gov.ru не изменяется. Государственные и муниципальные учреждения продолжают представлять сведения о планах ФХД государственных (муниципальных) учреждений и об отчетах о результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества в соответствии с нормами Приказа № 86н.