Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В практике автономных учреждений могут возникать ситуации, когда необходимо осуществить так называемую крупную сделку. Рассмотрим случаи совершения таких сделок и правила их проведения.

Понятие крупной сделки

В отношении автономных учреждений крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно), передачей такого имущества в пользование или залог. Условие признания сделки крупной: ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по сведениям его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

При применении данной нормы важно учитывать три момента.

1. Какого рода сделки могут подпадать под категорию крупных? Первая категория – это распоряжение денежными средствами. Сюда, по сути, относятся только закупки автономными учреждениями товаров, работ и услуг. Вторая категория возможных крупных сделок – отчуждение автономным учреждением того имущества, которым оно вправе распоряжаться без согласия учредителя. То есть речь здесь идет об имуществе, которое не является особо ценным движимым либо недвижимым, закрепленным за учреждением учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Другие примеры распоряжения – сдача имущества в аренду, предоставление его в безвозмездное пользование, использование в качестве залога. Напомним, что в федеральном законодательстве запрет брать банковские кредиты установлен только в отношении казенных учреждений (п. 10 ст. 161 БК РФ). А потому автономные учреждения вправе использовать какое-то свое имущество в качестве залога при взятии банковского кредита.

Отдельно укажем на то, что сделка, когда АУ само реализует товары, работы или услуги на платной основе, под определение крупной не подпадает. Никакими денежными средствами учреждение здесь не распоряжается (Письмо Минфина России от 25.03.2016 № 02-07-10/17076, Решение ФАС России от 02.06.2016 по делу № К-892/16). Это важный вывод для тех автономных учреждений, которые не только для собственных нужд проводят закупочные процедуры по Закону № 223-ФЗ, а в некоторых случаях по Закону № 44-ФЗ, но и сами выступают в роли участников закупок по этим законам. Ведь согласно, например, пп. «м» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в составе заявок на участие может требоваться решение об одобрении крупной сделки участника закупки в случаях, установленных законодательством. А вот если автономное учреждение использует крупные денежные суммы в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта (фактически являющиеся залогом), такое распоряжение денежными средствами уже будет подпадать под определение крупной сделки.

2. Как определяется балансовая стоимость активов автономного учреждения, исходя из которой считается стоимостный порог крупной сделки? Согласно разъяснениям Минфина по этому поводу показатель балансовой стоимости активов АУ на конец отчетного периода отражается по строке 350 графы 10 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (Письма Минфина России от 06.08.2020 № 02-06-10/69236, от 26.04.2019 № 02-06-10/31240).

Отметим: если в уставе автономного учреждения ничего не говорится о пороговом размере крупной сделки, по умолчанию действует именно 10%-й порог, установленный в федеральном законодательстве. Впрочем, на практике в уставах учреждений может вообще ничего не говориться о крупных сделках, но это не освобождает АУ от требований в отношении крупных сделок, установленных федеральным законодательством.

Наряду с этим учредитель автономного учреждения может установить в уставе учреждения и меньший порог крупной сделки. Хотя автору статьи пока не приходилось сталкиваться с такими случаями в практике.

3. Как оценивать стоимость имущества, распорядиться которым планирует автономное учреждение? Какая это должна быть стоимость, в законе прямо не определяется. Но на практике речь идет о рыночной стоимости имущества. Данный факт часто отражается в правилах согласования учреждениями совершения крупных сделок.

Правила согласования крупных сделок

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 15 Закона № 174-ФЗ). Этот совет обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю совета, если уставом АУ не предусмотрен более короткий срок.

Детальные правила согласования крупных сделок с наблюдательным советом могут содержаться в уставе конкретного автономного учреждения, хотя очень часто в уставах учреждений ничего не говорится об этом сверх того, что уже прописано в федеральном законе.

Но бывают случаи, когда такие правила определяются более подробно – по-видимому, именно по воле учредителя, утверждающего устав подведомственного учреждения. Кроме того, в регионах и муниципальных образованиях нечасто, но все же принимаются отдельные нормативные правовые акты, закрепляющие названные правила (см., например, Приказ Минздрава Краснодарского края от 01.12.2016 № 6149). Остановимся на некоторых устанавливаемых на практике правилах.

Например, для согласования учреждение должно представить в наблюдательный совет заявку по установленной форме, подписанную руководителем и главным бухгалтером учреждения и скрепленную гербовой печатью. В заявке могут указываться следующие сведения:

1) предмет сделки;

2) цель сделки;

3) вид сделки;

4) сумма сделки;

5) предполагаемая дата заключения договора(ов) по сделке (в том числе с расшифровкой по каждому договору);

6) срок исполнения договора(ов) сторонами (в том числе с разбивкой по каждому договору);

7) сопутствующие расходы по сделке;

8) источник финансирования;

9) форма и размер обеспечения исполнения обязательств по сделке, если она предусматривает обеспечение;

10) перечень имущества, передаваемого в качестве залога, с указанием балансовой стоимости на последнюю отчетную дату и рыночной стоимости (заполняется при наличии обеспечения сделки в виде залога);

11) порядок выбора контрагента (прямой договор, конкурентная процедура) с разбивкой по каждому договору;

12) наименование предполагаемого контрагента (на основе мониторинга рынка);

13) иные условия сделки;

14) общий объем просроченной дебиторской задолженности учреждения (на дату составления заявки), в том числе по налогам и сборам;

15) общий объем просроченной кредиторской задолженности учреждения (на дату составления заявки), в том числе по зарплате, по налогам и сборам;

16) балансовая стоимость активов (на последнюю отчетную дату).

Также в состав заявки могут входить технико-экономическое обоснование крупной сделки, включающее в себя описание соответствия предмета сделки целям создания учреждения, экономическое обоснование сделки, описание экономического эффекта и ожидаемого результата от сделки, а также прочие существенные аспекты обоснования.

Бывает, что к заявке требуется сопроводительное письмо с приложением следующих документов:

1) проект договора о крупной сделке;

2) мотивированное обоснование выбора контрагента (поставщика товаров, исполнителя работ или услуг);

3) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку. Оценка стоимости должна быть произведена не ранее чем за 3 месяца до представления отчета.

По последнему пункту отметим, что обязательность названной оценки установлена в отношении имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями в оперативном управлении, которым эти учреждения могут распоряжаться только с согласия собственника имущества. Таким образом, в случае крупной сделки с имуществом, когда она должна быть согласована с учредителем (собственником имущества), оценка также обязательна (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

При рассмотрении заявки наблюдательный совет может запросить у автономного учреждения разъяснения или дополнительные материалы по планируемой крупной сделке.

Наблюдательный совет вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании крупной сделки. Это возможно в таких случаях:

1) заявка не содержит требуемой информации и документов;

2) в заявке или прилагаемых к ней документах выявлены необоснованные, недостоверные или заведомо ложные сведения;

3) совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом.

Существуют и случаи, когда наблюдательный совет требует представить копии форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером. Либо вводится правило: если учреждение, получившее согласие на совершение крупной сделки, не воспользовалось своим правом на ее заключение в течение определенного срока (например, в течение 6 месяцев), требуется повторное согласование данной сделки. Также от учреждения может требоваться справка о его текущих обязательствах по ранее согласованным крупным сделкам.