Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Приведем обзор нарушений положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), выявленных Федеральным казначейством и его территориальными органами в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2021 года.

Забалансовый учет банковских гарантий

Согласно п. 351 Инструкции № 157н для учета имущества, за исключением денежных средств, полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т. д.) предназначен забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Имущество принимается к забалансовому учету на основании оправдательных первичных учетных документов в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество.

При исполнении обеспечения, исполнении обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, осуществляется списание сумм обеспечений с забалансового счета.

В соответствии с п. 20 Инструкции № 191н на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных на забалансовых счетах, формируется справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130).

В частности, на счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» данные отражаются в разрезе видов обеспечения (задаток, залог, банковская гарантия, поручительство, иное обеспечение) (коды строк 100–105).

Нарушение: неотражение учреждением банковских гарантий, полученных в целях обеспечения исполнения контрактов, на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» признано проверяющими нарушением норм инструкций № 157н и 191н.

Первичные учетные документы

Пунктом 1 установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.ст. 9 Закона о бухгалтерском учете

Нарушение: контрольным органом признано нарушением принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, содержащих:

  • объемы и материалы, не соответствующие фактическим объемам и примененным материалам;

  • фактически не выполненные объемы работ, фактически не поставленное оборудование.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).

Записи вносятся в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухучета) по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения данного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Корреспонденция счетов приводится в соответствующем журнале операций в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Операция отражается на забалансовом счете в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета (абз. 25 п. 11 Инструкции № 157н).

Нарушение: нарушителями допускалось несвоевременное отражение (не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа) в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций), не приведших к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности (от 1 до 120 дней).

Вложения в нефинансовые активы

Согласно абз. 4 и 5 п. 3 Инструкции № 157н:

  • бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета в обозримом будущем;

  • к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.

В соответствии с п. 127 Инструкции № 157н счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, а также сумм произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.

Таким образом, нельзя списывать на расходы затраты, которые формируют стоимость объекта нефинансового актива.

Нарушение: учреждением при осуществлении монтажа системы медицинских газов не оприходованы в составе вложения в нефинансовые активы по счету 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» как техническое перевооружение объекта, а списаны на расходы учреждения. Федеральным казначейством данный факт признан нарушением норм п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, п. 3, 127 Инструкции № 157н.

Закупки у единственного поставщика

Статьей 18 Закона № 44-ФЗ установлено, что обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями ст. 19 и 22 Закона № 44-ФЗ.

В частности, согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких из следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Нарушение: является нарушением норм Закона № 44-ФЗ отсутствие по отдельным закупкам обоснований начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК).

Так, признано нарушением ст. 72 БК РФ, п. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 2, 8 Порядка № 1064н, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н несоблюдение заказчиком порядка определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (например, при расчете НМЦК планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанные в соответствии с п. 2 Порядка № 1064н).

Заключение контракта (договора)

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ обязательными для включения в контракт являются условия:

  • о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом норм ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ;

  • о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;

  • о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления на основании ст. 96 Закона № 44-ФЗ требования обеспечения гарантийных обязательств.

В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

Если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Нарушение: проверяющими Федерального казначейства выявлены следующие нарушения в контрактах, заключенных учреждением на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства: отсутствуют обязательные условия о порядке и сроках осуществления учреждением как
заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Кроме того, в п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ указано: в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Нарушение: является нарушением несоблюдение требования о применении заказчиками мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов (например, заказчиком не применены меры ответственности к поставщику в связи с просрочкой поставки товаров, в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта).

Особенности исполнения контракта

Согласно п. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ, в частности:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, в том числе проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В частности, п. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами этой комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчик направляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Нарушение: проверяющими Федерального казначейства выявлены следующие нарушения норм ст. 94 Закона № 44-ФЗ:

  • осуществлена приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов;

  • заказчиками приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ;

  • документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по отдельным контрактам не составлялись.

Эффективность осуществления закупок

В соответствии со ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств должен обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нарушение: неиспользование поставленных товаров в целях осуществления закупок (например, закупленное оборудование фактически не смонтировано и не используется по назначению) признано нарушением соответствующих норм Закона № 44-ФЗ и БК РФ.