Автор: Суворова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
При осуществлении закупок с использованием средств бюджетов, средств ОМС государственные (муниципальные) учреждения применяют положения Закона № 44-ФЗ. В материале рассмотрим нарушения, которые были выявлены по результатам контрольных мероприятий, связанных с несоблюдением положений данного документа, а также иных подзаконных актов, и систематизированы в Письме Минздрава России от 19.05.2022 № 22-0/И/2-8093 (далее – Письмо № 22-0/И/2-8093).
Организация деятельности в сфере закупок
В силу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (специальное структурное подразделение создавать не обязательно).
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н (ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). При этом работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
В ходе проверок были выявлены следующие нарушения:
-
положение о контрактной службе не соответствовало типовому положению, установленному Минфином (см. п. 1.1 Письма № 22-0/И/2-8093);
-
сотрудники контрактной службы не имели высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (см. п. 1.2 Письма № 22-0/И/2-8093).
Планирование закупок
Частью 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ определено, что закупки планируются посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
К сведению: Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 введены:
требования к форме планов-графиков;
порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в планы-графики;
порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе, на официальном сайте.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ план-график формируется государственным (муниципальным) учреждением при планировании финансово-хозяйственной деятельности и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД.
По результатам контрольных мероприятий были обнаружены следующие факты:
-
в плане-графике отсутствовала информация о закупках (см. п. 2.1 Письма № 22-0/И/2-8093);
-
планы-графики утверждались несвоевременно (п. 2.2 Письма № 22-0/И/2-8093).
Осуществление закупки
Идентификационный код закупки
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении о закупке, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных данным законом. При этом в информации и документах, подлежащих размещению в ЕИС, идентификационный код закупки приводится с использованием ЕИС.
В ходе проверки были вскрыты факты неуказания идентификационного кода закупки в документации о закупке и контракте (п. 4.1 Письма № 22-0/И/2-8093).
Описание объекта закупки
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ заказчик размещает в извещении об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
К сведению: Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены:
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования и ведения каталога в ЕИС);
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).
Согласно п. 2 и 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять включенные в позиции каталога наименования и описания (содержащие характеристики) товаров, работ, услуг.
В Письме Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090 отмечено, что описание (содержащее характеристики) товара, работ, услуги включается в каталог путем размещения во вкладке «Описание товара, работы, услуги» позиции каталога в ЕИС в случае формирования в соответствии с п. 13 Правил формирования и ведения каталога в ЕИС.
В силу п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных данным пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
-
заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
-
предусмотренные п. 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Напомним, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 06.11.2020 № 24-02-06/96869.
В ходе проверок были выявлены случаи, когда описание объекта закупки осуществлялось в нарушение установленного порядка использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), а именно (п. 4.2 Письма № 22-0/И/2-8093):
-
характеристики закупаемого товара, включенные в соответствующую позицию КТРУ, не указаны в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке, в контракте;
-
при указании дополнительных характеристик, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, обоснование необходимости использования такой информации не включено в описание товара.
Кроме того, в извещениях об осуществлении закупки информация о количестве товара, являющегося предметом контракта, не соответствовала описанию, указанному в документации о закупке (п. 4.11 Письма № 22-0/И/2-8093).
Заключение контрактов с единственным поставщиком
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
В ходе проверок было выявлено заключение контракта об оказании услуг междугородной и международной связи, что является нарушением, так как услуги международной и междугородной связи к сфере деятельности субъектов естественных монополий не относятся (п. 4.4 Письма № 22-0/И/2-8093).
Также в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предметом контрактов фактически являлась поставка одного товара, искусственно разделенного на несколько контрактов, что превышало
600 тыс. руб. Данная операция может квалифицироваться как притворная сделка, прикрывающая единую сделку, направленную на поставку одного товара для нужд учреждения (п. 4.14 Письма № 22-0/И/2-8093).
Не соблюдался и годовой лимит, установленный п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 4.15 Письма № 22-0/И/2-8093). Напомним, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или быть более 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 млн руб.
Начисление штрафов
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа определяется контрактом в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, за исключением случаев, если законодательством РФ предусмотрен иной порядок начисления штрафов.
Так, согласно п. 6 Порядка № 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, взыскивается штраф в следующем размере:
а) 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
б) 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
в) 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
г) 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.
В ходе проверок были выявлены случаи, когда в нарушение п. 6 Правил № 1042 размер штрафа не устанавливался (при наличии в контракте таких обязательств) (п. 4.6 Письма № 22-0/И/2-8093).
Закупка иностранных товаров
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, данным постановлением утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых введены ограничения.
Пунктом 5 Постановления № 617 определено, что в целях ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, входящие в названный перечень, и промышленные товары, не включенные в него. В ходе проверок были выявлены случаи, когда положения данного пункта не соблюдались (п. 4.10 Письма № 22-0/И/2-8093).
Исполнение контракта
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после его заключения и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ. Данные меры, в частности, предусматривают:
-
приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, определенных контрактом. Приемка товара оформляется документом о приемке, который подписывает заказчик;
-
оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
-
применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В ходе проверок были выявлены нарушения в части несвоевременной оплаты товаров, оплаты по контрактам на основании оформленных ненадлежащим образом первичных учетных документов (п. 5.2, 5.7 Письма № 22-0/И/2-8093):
-
акты приема-передачи оборудования не содержат даты составления документа;
-
в акте ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов отсутствуют заводские (серийные) номера оборудования, перечень работ по вводу в эксплуатацию оборудования, результаты испытаний оборудования, информация о том, что оборудование находится в рабочем состоянии и отвечает техническим требованиям контракта, что поставщик провел обучение правилам эксплуатации и инструктаж по правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалистов заказчика (получателя) и т. д.
Эти факты могут свидетельствовать о ненадлежащем проведении заказчиком экспертизы при приемке товара, оказании услуг.
Кроме того, должностные лица органов контроля установили, что списание начисленной и неуплаченной неустойки (штрафов, пеней) осуществлялось без документального подтверждения, сверка расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не проводилась, решение о списании комиссией по поступлению и выбытию активов не оформлялось (п. 5.4 Письма № 22-0/И/2-8093). Данные факты свидетельствуют о нарушении п. 4, 7 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Порядок ведения реестра контрактов
Пунктом 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а также пп. «н» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, установлено, что в реестр контрактов, заключенных заказчиками, включается, в частности, информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке.
В период с 01.01.2022 документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, размещается на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в составе сведений об исполнении контракта.
С 01.04.2022 дополнительно документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, исправление документа о приемке, подписанное поставщиком (подрядчиком, исполнителем), исправление документа о приемке, подписанное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, а также мотивированный отказ размещаются на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в виде самостоятельных документов. Исключение – документы, формируемые при исполнении контрактов, заключенных по результатам закрытых электронных процедур.
В ходе проверок были выявлены случаи, когда в нарушение требований п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в реестре контрактов ЕИС несвоевременно размещались копия заключенного контракта, информация об изменении контракта, документы о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (п. 6.3 Письма № 22-0/И/2-8093).
Закупки у субъектов малого предпринимательства
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок в случаях:
1) проведения открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб.;
2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 вышеназванной статьи.
В ходе проверок были выявлены следующие факты:
-
доля закупок у СМП согласно отчету об объеме закупок у СМП составляла менее 15% совокупного годового объема закупок (п. 8.1 Письма № 22-0/И/2-8093);
-
при применении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при которых участниками закупок являлись только СМП, начальная (максимальная) цена контракта превышала 20 млн руб. (п. 8.2 Письма № 22-0/И/2-8093).
Данные факты квалифицированы как нарушения ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
* * *
В заключение отметим, что рассмотренные факты могут квалифицироваться контрольными органами как административные правонарушения, для которых предусмотрена административная ответственность на основании КоАП РФ. В связи с этим руководителям подведомственных учреждений необходимо срочно принять меры, направленные на предупреждение возникновения таких нарушений и их своевременное устранение.