Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Государственные (муниципальные) учреждения подвергаются усиленному контролю со стороны различных контрольных и надзорных органов. Традиционно все контрольные мероприятия делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденными планами, которые могут размещаться на сайте контрольного органа в Интернете. В публикации мы рассмотрим наиболее распространенные виды контроля и надзора и расскажем, размещаются ли сведения о запланированных проверках в Интернете.
Государственный (муниципальный) контроль (надзор)
Контрольные мероприятия бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Утвержденный руководителем органа государственного (муниципального) контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в Интернете либо иным доступным способом.
Кроме того, следует учитывать, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, указанные органы направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые, в свою очередь, в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ей ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, узнать о проводимой проверке заранее можно, посмотрев информацию на сайте интересующего контрольного органа либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, на основании п. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки указанное уведомление осуществляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц, не осуществляется.
В то же время необходимо помнить, что положения данного закона при осуществлении отдельных видов контроля, поименованных в его ст. 1, не подлежат применению. Например, в соответствии с пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц нормы закона не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль
Напомним, что контроль за осуществлением учреждениями финансово-хозяйственной деятельности включает в себя следующее.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ). Указанный вид финансового контроля осуществляется на основании положений Бюджетного кодекса, федеральных законов от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по такому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций. Например, Федеральное казначейство при проведении проверок руководствуется Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.
Исходя из положений Приказа Счетной палаты РФ № 128, Минфина РФ № 214н от 25.12.2015 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» информация и документы о планах мероприятий по осуществлению государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) подлежит размещению на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений (www.portal.audit.gov.ru).
Кроме того, утвержденные планы контрольной деятельности органов государственного финансового контроля размещаются на их официальных сайтах. Так, с планом деятельности Федерального казначейства можно ознакомиться здесь: www.roskazna.ru.
Внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль
Данный вид проверок осуществляется главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета и главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита (ст. 160.2-1 БК РФ).
Порядок осуществления такого контроля и аудита определяется положениями Бюджетного кодекса, Постановления Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее – Правила № 193), а также нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Необходимо отметить: исходя из положений как Бюджетного кодекса, так и Правил № 193 внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит могут осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Во всех остальных случаях положения Бюджетного кодекса, устанавливающие полномочия главного администратора по ведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, на них не распространяются и такой контроль в отношении них не осуществляется.
Внутренний финансовый контроль осуществляется на основании утвержденных карт внутреннего финансового контроля. Напомним, что эта карта является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий.
Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. План аудиторских проверок должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.
Необходимо отметить, что Правила № 193 не содержат обязанности контрольных органов размещать планы проверок на их официальных сайтах в Интернете.
Ведомственный контроль
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:
-
федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
-
в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
-
в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Таким образом, органы государственной (муниципальной) власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, ведут контроль (в том числе путем проведения проверок) в отношении подведомственных им учреждений в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), и (или) правовым актом органа государственной (муниципальной) власти (учредителя).
Вышеуказанные акты могут содержать положения, касающиеся размещения учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе (в том числе в Интернете), однако подобная обязанность законодательством РФ не установлена.
Так, п. 26 Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, предусмотрено размещение информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, в рамках которой в том числе размещается информация о проверках федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений, проведенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что положения Закона о защите прав юридических лиц, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении ведомственного контроля, орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, самостоятельно принимает решение о размещении плана проведения проверок в отношении подведомственных ему учреждений на своем официальном сайте в Интернете.