Журнал «Учет в торговле» № 4, октябрь 2009 г.

Хохлова Е. С., налоговый консультант

С 1 мая этого года действует Федеральный закон, который регулирует отношения в области государственного и муниципального контроля и защиты прав бизнесменов. Данный нормативный акт призван оградить бизнес от частых проверок и произвола ревизоров. Правда, распространяется он не на все виды контроля. Например, под его действие не подпадают налоговые, валютные, банковские и другие ревизии. А вот проверки Роспотребнадзора должны проходить с учетом нововведений. Что ждать торговой фирме от контролеров данного ведомства, расскажем в статье.

Плановые проверки

Плановая проверка Роспотребнадзора не может проводиться чаще чем раз в три года. При этом утвержденный ежегодный план размещается на официальном сайте контролирующего органа либо доводится до сведений заинтересованных лиц иным доступным способом.

О предстоящей плановой проверке ревизоры должны предупредить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Делают это путем направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя контролирующего органа.

Плановые проверки Роспотребнадзора могут проходить в документарной или выездной форме. При этом общий срок любой такой проверки не может превышать 20 рабочих дней. А в исключительных случаях контролеры могут продлить ревизию еще на 20 рабочих дней.

Кстати, имейте в виду: если проверяемая торговая фирма – малое предприятие, то выездная проверка не может длиться более 50 часов в год. А если фирма и вовсе относится к категории микропредприятий, то выездная ревизия может продолжаться 15 часов в год максимум. В исключительных случаях эти сроки могут быть еще продлены на 15 часов.

Внеплановые проверки

Помимо плановых проверок Закон № 294-ФЗ позволяет чиновникам приходить с ревизией внепланово. Но для этого должны быть основания. Они перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ.

Проверка возможна, в частности, в следующих случаях:

– фирма не исполнила в положенный срок предписание об устранении ранее выявленных нарушений;

– контролеры получили информацию, что организация ведет какую-то опасную деятельность (например, представляющую угрозу жизни и здоровью людей);

– ревизоры получили жалобу о нарушении прав потребителей от пострадавших и др.

О внеплановой проверке чиновники обязаны уведомить фирму не менее чем за 24 часа до ее начала. Правда, только в том случае, если проверка не вызвана информацией о деятельности, связанной с угрозой жизни и здоровью граждан, животных и растений, а также если предмет проверки – несоблюдение законодательства о защите конкуренции.

При этом проверять внепланово субъектов малого и среднего предпринимательства по основаниям, связанным с угрозой причинения вреда, Роспотребнадзор может только после согласования такой ревизии с прокуратурой.

Встречаем инспекторов

Придя в торговую фирму, инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. Как правило, проверку проводит один инспектор. Однако если пришли несколько человек, посмотрите, все ли их фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот ревизор, фамилия которого есть в предъявленном документе.

Кроме того, инспекторы не могут выходить за рамки тех вопросов, которые являются темой проверки. Если с предъявленными документами все в порядке, но инспектора не пустили на территорию фирмы, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать:

– руководителя фирмы – на сумму от 1000 до 2000 руб.;

– других работников, виновных в этом нарушении, – на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Что проверяют ревизоры

Чаще всего инспекторы Роспотребнадзора проверяют, соблюдает ли фирма правила розничной торговли. Правила розничной торговли едины на всей территории России и определены в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Кроме того, контролеров из Роспотребнадзора интересует санитарно-эпидемиологическое состояние фирмы. В основном проверки проводятся в организациях, чья деятельность связана с продуктами питания.

Обычно проверки начинаются с изучения документов. В частности, инспекторы могут попросить учредительные документы, лицензии, сертификаты соответствия на производимые товары, санитарный журнал, договор на вывоз мусора и т. д.

Проверить могут и условия труда работников: содержание помещений, оборудования, прилегающей территории. Кроме того, при проведении проверки уделяется внимание профилактическим мероприятиям, например тому, как проводятся медицинские осмотры. Если фирма связана с общепитом, то инспекторы также проведут производственный контроль. То есть проверят качество исходного сырья и материалов, производственный процесс и технологии на всех стадиях.

Рассмотрим подробнее, на что обращают внимание ревизоры и за какие нарушения могут оштрафовать.

СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

– наименование товара;

– фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

– обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

– сведения об основных потребительских свойствах товара;

– правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

– гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;

– срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

– цену и условия приобретения товара.

Если в ходе проверки будет выявлено, что торговая фирма продает товары без необходимой информации, ревизоры вправе оштрафовать:

– юридическое лицо – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;

– должностное лицо – на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ПРОВЕРКА СЕРТИФИКАТОВ СООТВЕТСТВИЯ

Наличие сертификатов соответствия также проверят.

Сертификат соответствия удостоверяет, что товар соответствует стандартам по качеству, комплектности и упаковке. Его выдают организации и испытательные лаборатории, которые аккредитованы в Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии.

Список товаров, на которые обязательно нужно получать сертификат соответствия, содержит постановление Госстандарта России от 30 июля 2002 г. № 64 (на отечественную продукцию) и письмо ФТС России от 19 декабря 2006 г. № 06-73/44906 (на товары иностранного происхождения).

В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:

– подлинник сертификата;

– копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат;

– товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком на основании подлинника сертификата или его заверенной копии, и содержание по каждому наименованию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.

Товарно-сопроводительные документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.

Если у торговой фирмы в необходимых случаях отсутствуют сертификаты соответствия, в этом случае Роспотребнадзор вправе оштрафовать:

– фирму – на сумму от 40 000 до 50 000 руб. (или через суд приостановить ее деятельность на срок до 90 дней);

– должностное лицо – на сумму от 4000 до 5000 руб. (ч. 2 ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Перечень товаров, цены на которые регулирует государство, приведен в постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. К таким товарам, в частности, относятся водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, продукты детского питания и др.

За нарушения порядка ценообразования статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
При этом необходимо обеспечить наличие ценников на реализуемые товары. Покупатель имеет право проверить правильность цены на товары. Ответственность за соответствие цен на упаковке с ценой в документах несет должностное лицо, назначенное приказом руководителя фирмы.

За отсутствие или неправильное оформление ценников ревизоры вправе оштрафовать:

– юридическое лицо – на сумму от 10 000 до 30 000 руб.;

– должностное лицо – на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ

Помимо всего прочего, фирма должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность товаров при их хранении и реализации, соблюдать надлежащие условия торговли, а также установленные санитарные нормы и правила.

За продажу товаров с нарушением федеральных санитарных норм установлен такой же штраф, что и за отсутствие сертификатов.

Оформление результатов проверки

Завершив проверку, контролеры обязаны составить акт в двух экземплярах. Один из них должен остаться в фирме.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Обратите внимание: акт проверки может быть признан недействительным, если контролеры допустят одно или несколько грубых нарушений. Они перечислены в пункте 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ.  Так, например, грубым нарушением считается очередная плановая проверка, которую чиновники провели до истечения трех лет с предыдущей ревизии. Обжаловать акт фирма может как в вышестоящем органе, так и в судебном порядке.

Если во время проверки были выявлены какие-либо нарушения, ревизоры выносят предписание об устранении этих нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на законодательный акт) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить.

Кроме того, по результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как фирме (юридическому лицу), так и его должностным лицам.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ НЕДОПУСТИМЫ

В частности, контролеры не вправе:

– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора;

– осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Правда, даже при отсутствии этих лиц проверка возможна, если она вызвана информацией о причинении вреда животным, растениям, безопасности государства, жизни и здоровью граждан, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету данной проверки, а также изымать оригиналы документов, даже если они относятся к предмету проверки;

– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

– превышать установленные действующим законодательством сроки проведения мероприятий по контролю;

– осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.