Львова Светлана Владимировна, Адвокат Межреспубликанской МКА

Уголовное дело по факту уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации(статья 199 УК РФ) еще не возбуждено. Но на пороге вашего офиса почему то толпятся сотрудники милиции и требуют впустить их в помещение. Цель их визита – производство обследования помещений, занимаемых организацией. Думаю…в такой ситуации оказывались многие. А теперь обо всем поподробнее…

10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 26 декабря 2008 года №293-ФЗ, который признал утратившими силу положения п. 25 и п. 35 ст. 11 закона «О милиции», предоставлявших милиции право проводить осмотр помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, и досмотр транспортных средств, изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать проведения проверок и ревизий либо самостоятельно проводить такие проверки и ревизии. Многие вздохнули с облегчением, но, как показывает практика, вышеуказанный Закон не решил проблему «милицейских проверок».

Запретив производить осмотр помещений и изымать в ходе его производства документы, законодатель не исключил такое внепроцессуальное право милиции как производство обследования помещений, зданий, сооружений в ходе оперативно – розыскных мероприятий, которое в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" относится к числу оперативно – розыскных мероприятий, в ходе которого могут изыматься, в том числе, и бухгалтерские документы.

Что необходимо знать тем, у кого производят обследование и изымают документы?

Во – первых, пункт 1 статьи 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставил органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность право производить изъятие предметов, материалов и сообщений только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний момент органы внутренних дел в рамках оперативно-розыскной деятельности могут изымать документы, но лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Понятие такой угрозы раскрывается в соответствующих Федеральных законах и нормативно – правовых актах.

Если подобные действия сотрудников милиции будут обжалованы, то бремя доказательства того, что вышеуказанная угроза существовала, будет возложена именно на них.

Во – вторых, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает два основания для одновременного обследования помещений организаций и изъятия имеющихся там документов, если не возбуждено уголовное дело. Такими основаниями являются:

1) ставшие известными органу внутренних дел сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) имеющиеся у органа внутренних дел данные о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

Под противоправным деянием, как указано в пункте 5 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О, подразумевается уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление. Признаки преступления приведены в ч. 1 ст. 14 УК РФ, где преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, т.е. это общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Это означает, что по смыслу Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» оперативно – розыскное мероприятие можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ. Если при производстве оперативно – розыскного мероприятия будет установлено, что признаков преступления нет, оно должно быть немедленно прекращено. По административным правонарушениям производить оперативно-розыскные мероприятия нельзя!

Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.

Статьей 140 Уголовно - процессуального Кодекса РФ установлено, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

В случае обжалования действий работников милиции, последние должны будут ответить на вопросы и представить соответствующие доказательства о том, какие, когда и из каких источников полученные сведения явились основанием для оперативно- розыскных мероприятий.

В – третьих, не нужно сбрасывать со счетов законодательство, регулирующее вопросы коммерческой тайны, а активно использовать его и ставить на службу защиты своих интересов!

Как правило, объектом изъятия являются первичные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учета, внутренняя бухгалтерская отчетность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального Закона «О коммерческой тайне» установлено, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно пункта 2 вышеуказанной статьи только в случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1 Закона «О милиции», милиция относится к государственным органам исполнительной власти и до возбуждения уголовного дела документы, содержащие коммерческую тайну могут быть изъяты у предприятия только на основании судебного решения.

Таким образом, без судебного решения документы, содержащие информацию о коммерческой тайне, не могут быть изъяты. Только вы сами добровольно можете их предоставить. Но стоит ли?

В – четвертых, по моему мнению, ни Закон о милиции, ни Федеральный Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", ни УПК РФ не предоставляют органам внутренних дел полномочий самостоятельно проводить налоговые проверки и определять правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Органы внутренних дел вправе участвовать в мероприятиях налогового контроля, направленных на определение правильности исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов исключительно по запросу налогового органа и только совместно с ним.

Так, налогоплательщик-организация несет ответственность только в соответствии с НК РФ, а ее должностное лицо может нести как административную, так и уголовную ответственность.

Однако давать правовую оценку действиям руководителя налогоплательщика-организации без рассмотрения и принятия решения по материалам проверки налогоплательщика руководителем (его заместителем) налогового органа незаконно. Причем согласно статьям 101 и 101.1 НК РФ такую проверку должны провести работники налогового органа.

А фактически органы внутренних дел сами проводят такую проверку.

Алгоритм действий известен:

обследование помещений - изъятие документов - возбуждение уголовного дела - назначение экспертиз - предъявление обвинения.

По моему мнению, без установления факта налогового правонарушения со стороны налогоплательщика-организации невозможно делать вывод о виновности или невиновности ее должностного лица. Нет решения о доначислении сумм налогов и сборов, о привлечении юридического лица к налоговой ответственности – нет оснований для возбуждения уголовного дела.

Все изложенное дает возможность руководителям компаний при проведении «милицейских оперативных мероприятий» достойно встретить гостей и отстоять свои права. Но каждая ситуация уникальна и способы защиты в каждой ситуации свои.