Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Продолжено снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты. С этой целью принято Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 № 372, которым внесены изменения в некоторые ранее принятые нормативные акты.

Надо сказать об изменениях, внесенных в Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, которым были установлены Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – Особенности).

Так, п. 3 Особенностей установлено, что в 2022 – 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по определенным основаниям, указанным в этом пункте.

В частности, при условии согласования с органами прокуратуры таким основанием является необходимость проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Уточнено, что речь идет о предписании, выданном до 01.03.2023.

К сведению: согласно п. 1 ч. 2 Федерального закона № 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (см. также ч. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ).

В общем случае на основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами является основанием для проведения внеплановой проверки.

Но в новом абзаце соответствующего пп. «а» п. 3 Особенностей теперь указано, что такие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся тоже при условии согласования с органами прокуратуры по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023.

Отменяется также п. 7(1) Особенностей, действовавший сравнительно недолго. Но он предусматривал, что исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Отмена этого ограничения, как и другие указанные выше изменения, утратили силу с 17.03.2023.

А вот с 15.05.2023 вступает в силу новый п. 8(1) пп. «а» п. 3 Особенностей. Им предусмотрено, что до 01.01.2030 заявление контролируемого лица об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля может подаваться и рассматриваться в соответствии с гл. 9 Федерального закона № 248-ФЗ и Особенностями с учетом следующего:

  • заявление должно содержать номер соответствующего объекта контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

  • заявление рассматривается руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа, принявшего решение о присвоении объекту контроля категории риска;

  • срок рассмотрения заявления не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации.

К сведению: согласно ч. 6 ст. 24 Федерального закона № 248-ФЗ контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Еще некоторые изменения, внесенные в Особенности, также применяются с 17.03.2023. В частности, применяется новый п. 8(2) пп. «а» п. 3 Особенностей.

Согласно ему до 01.01.2030 право направления обращений контролируемых лиц по вопросу осуществления консультирования и проведения профилактического визита в отношении такого контролируемого лица обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Такое обращение подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение обращения органом в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным п. 11(2) Особенностей.

Уточнено, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса не только в 2023 году, как сейчас предусмотрено п. 11(3) Особенностей, а до 2030 года.

Надо иметь в виду, что эти ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом № 294-ФЗ, если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.

Также в п. 11(3) Особенностей установлено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита.

В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Уточнено, что это правило действует бессрочно, а не только в 2023 году, как это было предусмотрено до сих пор.

Аналогичные изменения внесены в п. 11(4) Особенностей. Он предусматривает, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (теперь до 2030 года) не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

В случае принятия контрольным (надзорным) органом соответствующего решения такое профилактическое мероприятие включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (теперь бессрочно, а не только на 2023 год) в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990).

Кроме того теперь в новом п. 11(5) Особенностей установлено, что до 2030 года в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям:

  • по поручению Президента Российской Федерации;

  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;

  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

Поручения Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации о проведении профилактического визита должны содержать следующие сведения:

  • наименование вида контроля, в рамках которого должны быть проведены профилактические визиты;

  • перечень контролируемых лиц, в отношении которых должны быть проведены профилактические визиты;

  • период времени, в течение которого должны быть проведены профилактические визиты.

В этих случаях в соответствии с новым п. 11(6) Особенностей профилактический визит проводится в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.

Установлено, что срок проведения профилактического визита составляет 1 рабочий день, но может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 4 рабочих дней.

Срок проведения профилактического визита может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

В случае, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, то предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.