Автор: Никитенко М.,эксперт журнала

Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений" № 6/2022

Какие вопросы подлежат изучению при проведении проверки законности и результативности (эффективности) использования бюджетными и автономными учреждениями средств бюджета?

Как правило, при проверках с такой тематикой изучению подлежат:

  • функции и полномочия учреждения: учредительные документы, оформление общей информации;

  • финансовое обеспечение и результативность использования средств полученных субсидий;

  • организация ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и учетная политика учреждения;

  • кассовые операции;

  • расчеты с подотчетными лицами;

  • банковские операции;

  • расчеты с дебиторами и кредиторами;

  • арендные отношения;

  • учет и сохранность основных средств;

  • учет и сохранность материальных запасов;

  • учет средств от приносящей доход деятельности.

На что проверяющие обращают внимание при контроле функций и полномочий учреждения в рамках проверки законности и результативности его деятельности?

В части блока проверки, посвященной функциям и полномочиям учреждения, объектом рассмотрения являются:

  • полномочия проверяемого учреждения и нормативно-правовой акт, на основании которого оно было создано;

  • организационно-правовая форма, тип учреждения, юридический адрес, наличие филиалов и место их расположения;

  • устав проверяемого учреждения, предметы и виды деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с уставом.

Например, при проверке устава автономного учреждения в ходе контрольных мероприятий было установлено, что учреждению разрешено оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению на его основе отчетности муниципальным учреждениям муниципального образования. Данный факт является нарушением ч. 1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, которые предусмотрены законодательством, в сферах:

  • науки;

  • образования;

  • здравоохранения;

  • культуры;

  • СМИ;

  • социальной защиты;

  • занятости населения;

  • физической культуры и спорта;

  • многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

  • в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью).

В настоящее время другие сферы деятельности установлены: Градостроительным кодексом (экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий), Лесным кодексом (тушение лесных пожаров) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, п. 5 ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Создание централизованных бухгалтерий в форме автономных учреждений законодательством не предусмотрено.

Как проводится проверка правового основания получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий на выполнение задания учредителя и их использования?

При проверке обоснованности получения учреждениями сумм субсидий на выполнение задания учредителя проверяющие обращают внимание:

  • на правильность формирования государственного (муниципального) задания;

  • на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

  • на правомерность выделения средств субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания и направления их использования;

  • на проведение контрольных мероприятий в отношении выполнения задания учредителя.

Субсидии на финансовое обеспечение задания учредителя бюджетным и автономным учреждениям предоставляются на основании государственного (муниципального) задания учредителя и заключаемого между учреждением и учредителем соглашения. Государственное (муниципальное) задание формируется в соответствии с порядком, принятым согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ. Напомним, что в данном пункте указано: государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

На основании п. 1 ст. 69.2 БК РФ, Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • показатели качества и объема муниципальной услуги или работы;

  • порядок контроля за тем, как учреждение выполняет муниципальное задание;

  • условия и порядок для его досрочного прекращения;

  • требования к отчетности о выполнении муниципального задания;

  • категории потребителей муниципальных услуг или работ;

  • порядок оказания муниципальной услуги или выполнения работы;

  • предельные цены на муниципальные услуги для потребителей либо порядок их формирования, если услуги платные.

В ходе проверки выясняется, были ли допущены нарушения требований к составлению государственного (муниципального) задания. Например, у одного из проверяемых учреждений были выявлены в сформированном и утвержденном учредителем – администрацией района государственном (муниципальном) задании нарушения требований п. 1 ст. 69.2 БК РФ и Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а именно:

а) в разделе 1 «Оказание муниципальной услуги» Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания прописан не Порядок оказания муниципальной услуги, а содержатся ссылки на положения нормативных актов, определяющие полномочия, процессы формирования, содержание и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ, ст. 78.1 БК РФ, пп. 3 п. 7 ст. 9.2 Закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 5 ст. 4 Закона РФ № 174-ФЗ и др.);

б) в подпункте 1.3 «Условия и порядок досрочного прекращения муниципального задания» Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания прописаны только условия прекращения муниципального задания; Порядок досрочного прекращения муниципального задания отсутствует (изменение типа муниципального учреждения; реорганизация муниципальных учреждений путем слияния, присоединения, выделения, разделения; передача функций и полномочий учредителя в отношении муниципального учреждения иному органу местного самоуправления района; изменение нормативной правовой базы; ликвидация учреждения; решение суда; форс-мажор).

Кроме того, в нарушение требований Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания учредителем в муниципальных заданиях учреждению установлены отклонения показателей объема в размере 5 % при отсутствии правового акта уполномоченного органа местного самоуправления, утверждающего значения соответствующих отклонений.

В части проверки объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания обращается внимание:

а) на положения Порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;

б) на разработанные нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Например, при расчете нормативных затрат на оказание муниципальных услуг необходимо руководствоваться Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг нормативными актами, установленными учредителем проверяемого учреждения. Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания определяется учредителем как сумма произведений нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (работы) «i» на объем муниципальной услуги (работы) «i». Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг рассчитываются на единицу показателя, характеризующего объем оказания муниципальной услуги и показателей, отражающих содержание оказания муниципальной услуги, установленных перечнем муниципальных услуг, на основе базового норматива и корректирующих коэффициентов к нему. В проверяемом периоде проверяющие могут установить следующее:

  • показатели, характеризующие объем оказания муниципальной услуги, используемые при расчете нормативных затрат на оказание муниципальных услуг соответствуют или не соответствуют показателям, характеризующим объем оказания услуг, установленным перечнем муниципальных услуг;

  • нормативные затраты рассчитаны или не рассчитаны на основе базового норматива и корректирующих коэффициентов к нему.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания учреждениями осуществляется в виде субсидии, выделяемой из бюджета, бюджетной системы РФ. В течение финансового года субсидия предоставляется учреждению на основании соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания учредителя, заключаемого между уполномоченным органом и учреждением после утверждения государственного (муниципального) задания. Соглашение должно определять порядок и условия предоставления субсидии, включая ее объем и периодичность перечисления в течение финансового года, права, обязанности и ответственность сторон соглашения.

Проверяющие при проведении контрольных мероприятий обращают внимание:

  • на наличие заключенного соглашения;

  • на форму заключенного соглашения (она должна соответствовать рекомендуемой учредителем форме соглашения);

  • на обеспеченность учреждения финансовыми средствами на выполнение государственного (муниципального) задания (соответствие расчетного объема финансового обеспечения выполнения задания учредителя объему субсидии и размеру финансирования);

  • на исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

  • на объективность причин образования остатков средств субсидии на конец финансового года (если таковые имеются) и анализ факторов, повлиявших на их образование;

  • на факты нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Контроль за выполнением государственного (муниципального) задания осуществляется учредителем в виде:

а) мониторинга выполнения государственного (муниципального) задания не реже двух раз в год в установленном нормативно-правовым актом порядке (мониторинг проводится учредителем учреждения);

б) анализа показателей годового отчета об исполнении государственного (муниципального) задания, представленного учреждением.

В ходе проверки может быть установлено, что за проверяемый период мониторинг выполнения муниципального задания учредителем не осуществлялся, отчет по утвержденной форме учреждением не представлялся. При этом могут быть выявлены факты невыполнения (недостижения) показателей, характеризующих качество и объем (содержание) муниципальной услуги (работы).