Автор: А. Гусев

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 9/2016

С 15.07.2016 установлена административная ответственность за нарушение положений Закона о контрактной системе при планировании и нормировании закупок, исполнении контракта. О данных новшествах расскажет наш эксперт.

01.01.2016 вступили в силу положения Закона о контрактной системе[1] о планировании и обосновании осуществляемых государственными учреждениями закупок товаров, работ или услуг. С целью предотвращения нарушений данного нормативного акта на стадиях планирования и исполнения контракта был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 318-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 318-ФЗ). Им установлена административная ответственность за нарушение Закона о контрактной системе при планировании и нормировании закупок, исполнении контракта, а также за нарушение порядка размещения информации о закупках в ЕИС в сфере закупок. Об упомянутой ответственности мы и поговорим в статье.

Обоснование закупок

Как мы отметили выше, 01.01.2016 вступила в силуст. 18 Закона о контрактной системе, в силу которой при формировании плана и плана-графика закупок должно происходить обоснование закупок, заключающееся в установлении соответствия планируемой закупки целям ее осуществления, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Так, при формировании плана закупок обоснованию подлежит объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 данного закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В свою очередь, при формировании плана-графика закупок обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе):

– начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 этого закона;

– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования приведены в Постановлении Правительства РФ № 555[2]. Согласно п. 3 указанного постановления при обосновании закупок заказчик осуществляет:

1) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:

– Правительством РФ для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:

– Правительством РФ для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Обоснование закупок должно осуществляться бюджетными учреждениями в соответствии с приведенными в Постановлении Правительства РФ № 555:

– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок;

– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.

Отметим, что в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), осуществляемых путем проведения запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе), обоснование закупок будет производиться в соответствии с решением врачебной комиссии.

В отношении закупок, осуществляемых согласно п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Исходя из ч. 1 вводимой ст. 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.

В свою очередь, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением его описания) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Планирование закупок

Начиная с 01.01.2016 федеральные государственные учреждения обязаны планировать закупки исходя из определенных с учетом положений ст. 13 названного закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок (ст. 16 Закона о контрактной системе).

Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552. В свою очередь, Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме такого плана-графика установлены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553.

Напомним, что планы закупок должны формироваться исходя из целей проведения закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. В планы закупок включаются:

– идентификационный код закупки, определенный согласно ст. 23 Закона о контрактной системе;

– цель осуществления закупки, установленная с учетом положений ст. 13 данного закона;

– наименование объекта и (или) объектов закупки, описание названных объекта и (или) объектов закупки с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;

– объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

– сроки (периодичность) проведения планируемых закупок;

– обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе;

– информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, и которые предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

– информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги согласно ст. 20 Закона о контрактной системе.

В силу ст. 21 этого закона планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

– идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе;

– наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений ст. 33 данного закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата происходят поэтапно);

– дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и их обоснование;

– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

– дата начала закупки;

– информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

– информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения названного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

– информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.

Напомним, что план и план-график закупок формируются казенными учреждениями при планировании финансово-хозяйственной деятельности и утверждаются в течение десяти рабочих дней после доведения до соответствующего учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Утвержденные план и план-график закупок подлежат размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Внесение изменений в план-график закупок (план закупок) по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок  извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а если не предусмотрено размещение извещения или направление приглашения – до даты заключения контракта.

Необходимо отметить, что в случае осуществления закупок путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона о контрактной системе изменения в план-график закупок вносятся в день направления запроса котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе – не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Согласно введенной Федеральным законом № 318-ФЗ ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 30 000 руб.

Напомним, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ меры административной ответственности применяются к должностному лицу в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Размещение информации о закупках в ЕИС

Положения ст. 7.30 КоАП РФ дополнены тремя частями, устанавливающими административную ответственность за нарушение порядка размещения информации в ЕИС в сфере закупок. Так, в случае размещения в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении данной закупки на должностное лицо будет наложен административный штраф в размере 30 000 руб. (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ).

Напомним, что план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также:

а) при увеличении или уменьшении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

б) при изменении до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

в) при изменении даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмене заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

г) при реализации решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона о контрактной системе обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

д) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.

В силу введенной ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ размещение в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 30 000 руб.

Также размещение в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании названной закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, наказывается для должностных лиц административным штрафом в размере 30 000 руб. (ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ).

Общественное обсуждение закупок

Согласно ст. 20 Закона о контрактной системе Правительство РФ имеет право устанавливать случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Напомним, что данное положение вступит в силу 01.01.2017. Такое обсуждение будет начинаться с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.

Обратите внимание

Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо его непроведение будет влечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб. (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Исполнение государственного контракта

Напомним, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после его заключения и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Так, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, может проводить заказчик своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе (ч. 3 ст. 94 этого закона).

На основании ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Согласно введенной ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ несоблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, грозит наложением на должностных лиц административного штрафа в размере 20 000 руб.

В силу ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчик направляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Необходимо отметить, что не составление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо не направление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания теперь влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 20 000 руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Кроме того, в силу ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, наказывается для должностных лиц административным штрафом в размере от 20 000 до 50 000 руб.

* * *

В заключение еще раз отметим, что Федеральным законом № 318-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение положений Закона о контрактной системе при планировании и нормировании закупок, исполнении контракта, а также за нарушение порядка размещения информации о закупках в единой информационной системе в сфере закупок.

Указанные изменения вступили в силу 15.07.2016.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».