Источник: Бухгалтерская консалтинговая компания «Простые решения»
Холодные спам-звонки – это настоящее бедствие для абонентов, которые каждый день сталкиваются с этим навязчивым явлением. Согласно данным ФАС РФ в 2023 году они составили почти 50% от всего объема выявленных нарушений Закона о рекламе. Бороться с этой проблемой не так просто. Злоумышленники всегда находят новые способы защиты от спама и продолжают звонить, и абоненты остаются в заложниках этой бесконечной игры, где правила задаются не ими, а теми, кто зарабатывает на спам-звонках. Законодательством РФ предусмотрены меры борьбы с нарушителями. Чтобы бизнесу избежать наказания за спам-звонки, необходимо следовать нескольким правилам. О них рассказывают аналитики бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения».
Не пользоваться «серыми» схемами
Существует достаточно распространенная практика покупки телефонных номеров у компаний, имеющих доступ к контактам. Это могут быть службы доставки, интернет-магазины, различные клиники, тематические сетевые форумы и др. Такие компании могут передавать телефонные номера из своей базы третьим лицам без согласия владельцев, нарушая п. 1 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных». Спам-звонки таким абонентам является нарушением.
Не стоит также брать у действующих клиентов номера телефонов их друзей и родных, чтобы пополнить свою базу и делать рекламные звонки. Если все-таки такой вариант используется, то, чтобы не нарушить закон «О персональных данных», необходимо иметь согласие и этих потенциальных клиентов.
Абоненты иногда жалуются, что звонки с неизвестного номера сбрасываются. Для недобросовестных компаний это еще один способ обойти закон. Человек перезванивает и попадает на робота, озвучивающего рекламные предложения. До недавнего времени это не считалось нарушением, так как человек позвонил сам. С принятием поправок в Федеральный закон от 06.04.2024 № 78-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», такая реклама напрямую запрещена законом. То есть, и эта лазейка для компаний закрыта.
Обзванивать клиентов только по легальной схеме
Обзванивать с рекламными целями клиентов можно, не нарушая закон. Для этого нужно получить от клиентов два согласия: на получение рекламных сообщений и на обработку персональных данных. Звонить им можно при посредничестве колл-центров, но не роботов.
Согласие на получение рекламно-информационных звонков может быть в распечатанной, бумажной или электронной форме. Для первого варианта нужно поставить рукописную или электронную подпись, для второго – галочку. Это станет подтверждением, что человек согласен получать рекламные звонки. Хотя единого образца не существует, но есть обязательные минимальные правила заполнения формы: ФИО, перечень данных, на обработку которых он дает согласие, перечень действий с персональными данными, срок действия согласия, наименование организации, которая будет обрабатывать эти данные. Дополнительно могут потребовать место проживания, номер телефона, электронную почту, дату рождения.
Согласие на получение рекламы и справочной информации нужно очень четко различать. Если клиент согласился получать сведения о состоянии его заказа, это не означает, что компания может использовать этот канал и в рекламных целях.
Часто компании покупают базы контактов у операторов связи. Обязательное условие при этом – в базе абонентов должны быть люди, давшие согласие на получение рекламных звонков не от самого оператора, а от третьих лиц. Такой способ является законным.
Поддерживать клиентскую базу в актуальном состоянии
Например, бизнес получил согласие на рассылку, но владелец номера сменился. Как звонить в этом случае и не нарушить закон? У нового обладателя номера обязательно нужно получить согласие на получение рекламы – новый владелец – новое согласие. Для актуализации базы у клиентов нужно периодически уточнять номер телефона, например, при оформлении заказа или подтверждении записи на услугу.
Помнить, что за нарушения есть наказание
Абонент может отказаться от рекламной рассылки и звонков в любое время. И бизнес обязан прекратить присылать ему рекламу. Если требование проигнорировано, то клиент имеет право обратиться к оператору мобильной связи или пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, которая разбирает случаи незаконной рекламы. Штрафа распространитель рекламы может избежать, если сумеет доказать, что владелец дал согласие на получение рекламы и на момент звонка оно было действующим. В противном случае штрафа ему не миновать.
Штрафы бизнесу за нарушение закона
С 17 апреля 2024 года в России вступил в силу новый закон о штрафах для бизнеса за спам-звонки и СМС-рассылки. Раньше отдельно за это не наказывали, а штрафовали бизнес за нарушение закона о рекламе. Суммы были от 4000 до 500 000 рублей. Теперь за рекламу без согласия клиентов предпринимателям и компаниям грозят более серьезные штрафы:
-
руководителям компаний – 20 000 – 100 000 руб.;
-
малому бизнесу – 150 000 – 500 000 руб.;
-
средним и крупным компаниям – 300 000 – 1 000 000 руб.
Штрафовать будут за каждый факт рекламы не по адресу: один звонок – один штраф.
В целом, рекламные звонки могут быть эффективным инструментом продвижения бизнеса, если соблюдать законы о рекламе и использовать только легальные способы привлечения клиентов, не нарушая их права и интересы.