Источник: ИА "Гарант"

Что считается отказом гражданина в получении повестки о призыве на военную службу по мобилизации? Какова ответственность за неявку в военкомат после получения повестки о призыве на военную службу по мобилизации? Каков порядок привлечения к административной, уголовной ответственности? Какова ответственность работодателя за невручение работнику повестки о призыве на военную службу по мобилизации?

Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 (далее - Указ N 647) с 21 сентября 2022 г. в России объявлена частичная мобилизация. Постановлено, в частности, осуществить призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ.

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики России, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", далее - Закон N 31-ФЗ).

Обязанности организаций в период мобилизации закреплены в ст. 9 Закона N 31-ФЗ, а также в Положении о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006), и в Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).

Так, организации обязаны:

  • организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

  • создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов;

  • разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

  • проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

  • выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

  • создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию;

  • при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

  • предоставлять в соответствии с законодательством РФ здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ;

  • оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

    1) обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;

    2) обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации.

Кроме того, организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством РФ. Организации информируют военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В соответствии с п. 28 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.) в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет; ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно Методическим рекомендациям.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (подп. "ж" п. 29 Методических рекомендаций).

За неявку в военкомат предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Статьей 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей за:

  • неявку по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;

  • неявку в военный комиссариат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

  • несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Частью первой статьи 328 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной службы. Однако согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" субъектами данного преступления являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности. Таким образом, граждане, пребывающие в запасе, не могут являться субъектами преступления, предусмотренного частью первой статьи 328 УК РФ.

24 сентября 2022 года были подписаны Президентом РФ и вступили в силу поправки к УК РФ (смотрите Федеральный закон N 365-ФЗ) об ужесточении наказания за уклонение от военной службы, дезертирство, неисполнение воинского приказа и другие преступления против военной службы. Согласно ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Следовательно, до поступления на военную службу или начала прохождения военных сборов граждане не могут быть привлечены к ответственности за преступления, предусмотренные главой 33 УК РФ.

Иными нормами УК РФ ответственность за неявку граждан, пребывающих в запасе, в военкомат не установлена. Поэтому, по нашему мнению, такие граждане в настоящее время не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Отметим, однако, что в настоящее время наказание за дезертирство в период мобилизации, военное время или в условиях вооруженного конфликта предлагается ужесточить до 15 лет тюрьмы, за уклонение от воинской службы путем симуляции болезни до 10 лет (http://duma.gov.ru/news/55277/).

За нарушения военно-учетной обязанности предусматривается ответственность, которая выражается в применении к виновным лицам установленных законом мер государственного принуждения с целью пресечения противоправного поведения и недопущения его повторения впредь. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).

Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 21.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 21.2 КоАП РФ неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан вручить повестку сотруднику, работающему дистанционно. Работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа от одной тысячи до трех тысяч рублей за невыполнение данной обязанности.

Отметим также, что если работодателю из военкомата пришла повестка на сотрудника, то ее нужно вручить сотруднику не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (п. 7 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663). Также организации обеспечивают сотрудникам возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Кроме того, организации обязаны разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

К сведению:

В случае приема на работу дистанционных работников и внешних совместителей на работодателя по общему правилу распространяется обязанность в течение двух недель направить сведения о новых работниках, подлежащих воинскому учету, в структурные подразделения военных комиссариатов или органы местного самоуправления по месту жительства либо пребывания работника. Ни Законом N 53-ФЗ, ни Положением о воинском учете не предусмотрено каких-либо исключений для данных категорий работников.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Организация и ведение воинского учета в учреждении (Е.Л. Джабазян, журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 8, август 2018 г.) // Ведение личных карточек работников;

- Федякина О.В. Отдельные публично-правовые обязанности юридического лица: воинский учёт сотрудников, мобилизационное задание (заказ). - "Право Доступа", 2019 г.;

- Ведение воинского учета: ждем проверку (А. Павелин, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2018 г.);

- Энциклопедия решений. Ответственность за правонарушения работодателей в области воинского учета;

- Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.);

- Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.