ИА ГАРАНТ
На предприятии вирус уничтожил все бухгалтерские программы перед сдачей отчетности, то есть предприятие не успеет сдать отчетность вовремя, нужно восстанавливать все документы по бумажным документам, счетам-фактурам и т.д. Это займет много времени, в срок сдачи - до 25.10.2019 предприятие не уложится.
Что делают в таких случаях? Нужно ли посылать объяснения в налоговую инспекцию? Как правильно составить документ-объяснение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации предприятию следует:
-
назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования, результаты работы комиссии утвердить актом;
-
зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования;
-
проинформировать налоговую инспекцию, подав заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, приложив копии документов, подтверждающих причину утраты, а также одновременно запросить предоставить копии сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды.
Обоснование вывода:
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (п. 1 ст. 7 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года.
Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. Средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Налоговый кодекс РФ обязывает хранить документы, необходимые для исчисления налогов, в течение четырех лет (пп. 1 п. 8 ст. 23 НК РФ)*(1).
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и регистров налогового учета и их защиту от изменений (ст. 29 Закона N 402, ст. 314 НК РФ).
Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. За совершение такого нарушения предприятие может быть привлечено к ответственности по ст. 120 НК РФ.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) - влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы; а в случае, если такое нарушение совершено умышленно, - в размере 40 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).
За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. (повторное нарушение влечет штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ)).
Кроме того, при отсутствии документов и регистров учета налоговый орган может воспользоваться правом, предоставленным ему пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определить суммы налогов расчетным путем на основании данных о налогоплательщике и об аналогичных налогоплательщиках. Высока вероятность, что рассчитанные таким образом налоги будут больше, чем фактически следует к уплате, на основании чего могут быть доначислены суммы налогов, пени, а также штрафные санкции.
Чтобы избежать штрафов, предприятию необходимо подтвердить, что документы и регистры (в т.ч. электронные) хранились надлежащим образом и его вина в пропаже или уничтожении документов отсутствует. Для этого необходимо иметь документы, которые подтверждают тот факт, что чрезвычайные обстоятельства действительно имели место.
Руководителю предприятия необходимо назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования о причинах утраты документов, а также для решения вопроса по восстановлению бухгалтерской базы данных, утерянной вследствие поражения сервера вирусом. Результаты работы комиссии следует оформить актом и утвердить руководителем.
Также следует зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования.
На основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Поэтому после того, как причина утраты базы документов будет задокументирована, следует проинформировать налоговую инспекцию о факте утраты документов. Для этого в налоговый орган по месту регистрации подается заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, к которому прикладываются копии документов, подтверждающих причину утраты. При утрате бухгалтерской и налоговой отчетности организации следует обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении копий сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды. Данный запрос целесообразно оформить вместе с уведомлением о пропаже или уничтожении документов.
Отметим, что вывод о том, что вина за технические неполадки программы не может быть возложена на организацию пользователя программы, сделан судьями в постановлениях Одиннадцатого ААС от 30.05.2018 N 11АП-5662/18, от 04.06.2018 N 11АП-5328/18, Десятого ААС от 15.03.2019 N 10АП-1213/19.
При этом предприятие должно предпринять все возможные действия к восстановлению электронной базы и утраченных документов. Отсутствие мер по восстановлению может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Указания контролирующих органов о том, что документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены, содержатся в письмах Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 15.08.2013 N АС-4-3/14759@).
По нашему мнению, во избежание повторения негативных последствий предприятию необходимо сохранять резервную копию базы данных. Хранить ее нужно таким образом, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств (вирусы, выход из строя жесткого диска компьютера) резервная копия базы данных не пострадала.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Хранение, уничтожение и восстановление документов организаций и индивидуальных предпринимателей;
- Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
- Утеря или уничтожение документов: предотвращение, последствия, восстановление (И. Кензеева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 51, декабрь 2005 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Ответ прошел контроль качества
15 октября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Отметим, что для некоторых документов другими нормативными актами установлены иные сроки хранения. Подробнее смотрите второй рекомендуемый материал.