Автор: Галина Короткевич, Партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»
Коммерческая тайна - особый режим использования документов и сведений, имеющих какую-либо ценность для коммерческой организации. Его устанавливают в целях получения выгоды, поскольку данные имеют ценность именно благодаря своей неизвестности третьим лицам. Нарушение режима коммерческой тайны контрагентом, как правило, влечет у второй стороны сделки возникновение убытков, возможно взыскание штрафов за нарушение. Нарушением тайны не является предоставление сведений государственным органам, в частности, приставам по исполнительному производству.
Фабула дела
Хозяйственное общество «Аврора» оспорило действия судебного пристава, выразившиеся в истребовании от общества внутренних документов общества, а именно: приказов, в том числе о назначении на должность, должностных инструкций, решений собрания учредителей. Заявитель полагает, что указанные документы содержат информацию, которая подлежит защите в качестве коммерческой тайны.
Исполнительное производство возбуждено в отношении другого общества – ООО «Гефест», которое является аффилированным с заявителем, поскольку у них один учредитель и лицо, имеющее полномочия действовать без доверенности. Помимо указанных обществ информация была запрошена приставом также у иных лиц в целях выявления возможного уклонения должностных лиц от исполнения требований исполнительного производства.
Суд отклонил требования заявителя, действия судебного пристава-исполнителя были совершены в рамках закона.
Судебный акт: решение АС Ростовской области от 03.09.2018 по делу № А53-15465/2018
Выводы суда:
1. Признать ненормативный акт недействительным или действия уполномоченного лица неправомерными можно только если соблюдены два условия: они противоречат закону и нарушают интересы заявителя.
2. Федеральным законодательством предусмотрено, что приставы в рамках работы по исполнительному производству вправе запрашивать сведения, персональные данные как от российских, так и от иностранных организаций, получать объяснения и проводить проверки.
3. Режим коммерческой тайны наложен на те сведения, которые в обычных условиях недоступны третьим лицам, и благодаря этому имеют ценность, при этом такие сведения могут увеличить доходы или помогают избежать незапланированных расходов. Бухгалтерская информация в соответствии с законом не попадает под режим коммерческой тайны.
4. Аффилированность заявителя и должника по исполнительному производству объясняется тем, что у них один вид деятельности, открыты счета в одном банке, на расчетный счет заявителя поступают средства в качестве оплаты задолженности за должника, у них один учредитель и лицо, имеющее право действовать без доверенности.
Комментарии:
1) Суд в решении указал отдельно про закон о бухгалтерском учете, в котором содержится исключение по установлению режима коммерческой тайны в отношении бухгалтерских документов. Вместе с тем, существует еще пара документов, которые закрепляют перечень сведений, в отношении которых нельзя установить режим коммерческой тайны: Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35, Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
2) В этот перечень входят, например, учредительные документы, лицензии, патенты, сведения о численности и составе работающих, документы об уплате обязательных платежей, сведения об участии должностных лиц в иных обществах. Отдельно в указанном Постановлении установлена обязанность для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, предоставлять сведения по запросам уполномоченных органов.
3) Действия пристава-исполнителя были направлены на выявление имущества должника, выявление признаков недобросовестности со стороны должностных лиц. Как усматривается из материалов дела, заявитель и должник являются аффилированными лицами, поэтому имущество должника может быть намеренно сокрыто от кредиторов и тем самым может быть нарушен баланс интересов.
4) Чтобы выявить возможное нарушение закона, предотвратить вывод имущества из активов должника, пристав делает запросы, а также может потребовать предоставить пояснения. Все эти действия совершены в рамках закона, полученные приставом сведения из конфиденциальных документов, персональные данные используются им в целях исполнения соответствующих документов в необходимом для этого объеме, что установлено нормами закона об исполнительном производстве.