Автор: Малова Е., эксперт журнала

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2022

Красноармейский районный суд Краснодарского края признал главного бухгалтера учреждения бюджетной сферы виновной в принятии к бухгалтерскому учету первичных документов, не подписанных руководителем учреждения (Решение от 24.05.2022 по делу № 12-87/2022). Вследствие указанных действий главного бухгалтера серьезному искажению подверглась бюджетная отчетность учреждения. В статье проследим за ходом судебного разбирательства.

Суть рассматриваемого вопроса

Отделом финансово-бюджетного контроля проведена плановая выездная проверка учреждения бюджетной сферы с целью пресечения нарушений положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету, составлению и представлению бухгалтерской отчетности.

В ходе выборочной проверки своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета фактов хозяйственной деятельности (в том числе фактов поставки товара, выполнения работы (ее результата) или оказания услуги) выявлены следующие нарушения, допущенные главбухом:

  • принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов при отсутствии обязательных реквизитов (подписи);

  • несвоевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета данных, содержащихся в первичных учетных документах на поставленные товары, выполненные работы, что привело к искажению информации об обязательствах в бюджетной отчетности более чем на 10 %.

Позиция суда

Согласно п. 1, 2 ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»[1] каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10 названного закона).

Первичные учетные документы являются главным документальным свидетельством совершения той или иной операции как факта хозяйственной жизни.

Пунктом 26 СГС «Концептуальные основы»[2] определено, что первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы – обязательных реквизитов, установленных п. 25 упомянутого стандарта) и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

В силу пп. 6, 7 п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» подписи уполномоченных лиц являются обязательным реквизитом первичных учетных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Исходя из вышесказанного, суд пришел к выводу, что при отсутствии в акте оказания услуг подписи должностных лиц организации этот документ нельзя считать надлежаще оформленным.

При отсутствии в документе подписей должностных лиц организации такой документ может быть признан несоставленным в соответствии с законодательством РФ.

При этом суд обратил внимание на то, что согласно ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» оформление первичных документов напрямую связано с реальным фактом хозяйственной жизни экономического субъекта.

Первичный документ не может приниматься к учету заранее, до того как возникли основания для отражения факта хозяйственной жизни.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений, о следующих показателях деятельности экономического субъекта:

  • финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату;

  • финансовый результат деятельности экономического субъекта;

  • движение денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В ситуации, рассмотренной судом, несвоевременное принятие к учету первичных документов привело к искажению показателя бюджетной отчетности.

Согласно пп. 1 п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ данное нарушение определено как искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 %.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н[3] (далее – Инструкция № 191н).

В соответствии с п. 167 Инструкции № 191н формируются сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), в которых представляются обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) составляются раздельно по видам деятельности.

Суд отметил: показатели, отраженные в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения требований к бухгалтерскому учету, в результате которых в представленной отчетности содержатся искаженные показатели.

При этом суд обратил внимание на то, что в ст. 15.15.6 КоАП РФ не указано, применяется она только к годовой отчетности или ее действие распространяется также на промежуточную отчетность (по итогам квартала, 6 месяцев, 9 месяцев).

Согласно п. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 руб.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По мнению суда, вина главного бухгалтера учреждения в грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету подтверждается:

  • актом плановой выездной проверки;

  • распоряжением о проведении плановой выездной проверки;

  • распоряжением о приеме на работу главного бухгалтера;

  • протоколом об административном правонарушении, составленным по результатам проверки.

Решение суда

Принятие главным бухгалтером к учету первичных учетных документов при отсутствии на документе подписи руководителя объекта контроля классифицируется как отражение в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни.

Главный бухгалтер учреждения привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного пп. 5 п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ (Решение № 12-87/2022), – отражение в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета.

* * *

В заключение сформулируем вывод. На основании Закона «О бухгалтерском учете» подпись руководителя является обязательным реквизитом первичного учетного документа. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов без подписи руководителя бюджетного (автономного) учреждения образования.


[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

[3] «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».