Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Одним из источников комплектования фонда музея являются предметы, подаренные физическими и юридическими лицами. Отдельные музеи с целью пополнения музейного хранилища новыми экспонатами, привлечения населения к посещению музеев, популяризации музейной деятельности организуют акции «Подари музею экспонат», «Мой экспонат в музее». Как правильно оформить отношения с дарителем? Как оценить подаренный экспонат в целях принятия к бухгалтерскому учету? Возникает ли объект налогообложения при принятии таких объектов к учету?

Нужен ли договор дарения?

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает (обязуется освободить) ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

К сведению: при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, должно быть совершено в письменной форме, когда (п. 1 ст. 574 ГК РФ):

1) дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;

2) договор содержит обещание дарения в будущем.

В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.

Передача дара осуществляется посредством его вручения либо вручения правоустанавливающих документов.

Обратите внимание: музей не вправе принять подарок стоимостью более 3 000 руб. от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законных представителей (пп. 1 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Учитывая вышеизложенное, отметим, что законодательством предусмотрена обязанность составления договора при передаче юридическим лицом дара стоимостью более 3 000 руб. Если юридическое лицо передает дар меньшей стоимости, письменный договор можно не составлять. Кроме того, письменное оформление не требуется при передаче дара физическим лицом – независимо от стоимости дара.

Здесь же стоит указать, что в случае, когда дар передается в виде пожертвования, целесообразно оформить договор. Напомним, что пожертвование является частным случаем дарения и отличается от последнего тем, что при передаче имущества жертвователь определяет назначение его использования. Причем данное назначение должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели. Таким образом, чтобы зафиксировать обусловленное жертвователем назначение использования передаваемого имущества, необходим письменный документ (договор, акт или прочие документальные формы).

Как принять к учету подаренный экспонат?

Общие положения о государственном учете музейных предметов. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ музейные предметы и коллекции, независимо от того, в чьей собственности или в чьем владении они находятся, подлежат государственному учету. Государственный учет представляет собой комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и коллекций, в целях их правовой защиты и государственного контроля.

При осуществлении государственного учета в целях включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ реализуются процедуры:

1) первичного учета, который включает в себя экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям и первичную регистрацию музейных предметов и коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда РФ. Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея). Первичная регистрация проводится музеями в течение 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей;

2) централизованного учета – внесение сведений о музейных предметах и коллекциях, подлежащих включению в состав Музейного фонда РФ, в государственный каталог, а также присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.

Оформление приема предметов, в том числе подаренных,производится немедленно по их поступлении соответствующим актом приема. Хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещается (п. 86 Инструкции № 290).

В акте приема указываются место составления акта, год, месяц, число, лицо, от которого принят предмет. Также в акте по каждому предмету приводится наименование, дается краткое характеризующее его описание, отражаются размер, материал, техника, отмечаются сохранность предмета, монтировка (например, в раме, под стеклом). При приеме предмета в постоянное пользование прописывается его цена, если он имеет оценку (как правило, в отношении подаренного предмета подобные сведения отсутствуют). К акту желательно приложить сведения об истории предмета, так называемую легенду (данные его происхождении, движении, пребывании в коллекциях и на выставках, связи с определенными историческими событиями и лицами, времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления и т. п.).

Принятый по акту предмет в дальнейшем подлежит экспертизе культурных ценностей, после которой в течение месяца вносится в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея). Как отмечалось выше, таким образом осуществляется первичная регистрация музейных предметов (ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, п. 10 Инструкции № 290). Порядковый номер записи в названной книге является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или коллекции.

Как определить стоимость принятого предмета?

Как отмечалось ранее, в ходе первичного учета поступившие в музей предметы проходят экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ в государственных и муниципальных музеях экспертиза культурных ценностей проводится уполномоченным коллегиальным органом музея.

Как правило, в качестве такого органа выступает фондово-закупочная комиссия (ФЗК). К полномочиям этой комиссии относится в том числе проведение оценки музейных предметов. При оценке члены ФЗК музея руководствуются своим опытом, основанным на анализе сложившейся практики музеев РФ по данному вопросу, уникальностью музейных предметов, а также актуальным оценками мирового арт-рынка. К оценке могут быть дополнительно привлечены эксперты.

Стоимость предмета, установленная по решению ФЗК, указывается в книге поступлений основного фонда.

Отражается ли поступивший музейный предмет в бухгалтерском учете музея?

В силу ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ отражение музейных предметов и коллекций на балансе музея не допускается.

Исходя из п. 333 Инструкции № 157н объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ), в целях бухгалтерского учета отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Согласно положениям ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ основной фонд музея представляет собой совокупность зарегистрированных в книге поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книге музея) и хранящихся в музее музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ.

Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после 01.01.2017 государственными музеями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда РФ (ст. 13 Федерального закона № 54-ФЗ).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предметы и коллекции, поступившие в музей, в том числе безвозмездно (в виде подарка), и зарегистрированные в книге поступлений основного фонда музея, подлежат включению в состав Музейного фонда РФ и отражению на забалансовом счете 01.

Обратите внимание: возможность относить музейные предметы в состав Музейного фонда РФ со дня их регистрации в книгах поступлений основного фонда музеев (главных инвентарных книгах музеев) предусмотрена с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». До внесения поправок к Музейному фонду РФ относились только те музейные предметы и коллекции, которые были зарегистрированы в электронном Госкаталоге.

Пример.

Муниципальному краеведческому музею (бюджетное учреждение) была передана в дар от физического лица старинная икона. Фондово-закупочной комиссией названный экспонат был оценен в 30000 руб. Данные о регистрации указанного предмета в главной инвентарной книге музея были переданы в бухгалтерию. На основании этих сведений оформлена бухгалтерская справка.

В бухгалтерском учете будет отражены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поставлен на забалансовый учет музейный предмет, включенный в состав Музейного фонда РФ со дня регистрации в главной инвентарной книге музея

Забалансовый счет 01

30 000

Облагается ли налогом на прибыль стоимость подаренного предмета?

Налоговым кодексом определены доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль. К доходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, согласно ст. 248 НК РФ относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.

Перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, содержится в ст. 251 НК РФ.

Доходы в виде имущества, полученного музеями в дар от юридических и физических лиц, в ст. 251 НК РФ не названы, в связи с чем подлежат учету в целях обложения прибыли в общем порядке.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом в соответствии с положениями той же статьи целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности признаются, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Получается, что стоимость музейных предметов, полученных от физических и юридических лиц в виде пожертвования, освобождается от обложения налогом на прибыль на основании п. 2 ст. 251 НК РФ.

* * *

Подводя итог, выделим основные моменты, которые необходимо учитывать музеям при безвозмездном принятии (в дар) от физических и юридических лиц экспонатов для пополнения музейного фонда:

1) согласно действующему законодательству дарение оформляется в письменном виде, если дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3 000 руб. В остальных случаях передача дара юридическим лицом может быть оформлена устно. Не требуется письменное оформление и при передаче дара физическим лицом. Несмотря на существующие послабления при оформлении сделок по дарению, рекомендуем музеям при безвозмездном принятии экспонатов (в том числе недорогих) заключать с дарителями договоры пожертвования с указанием в них назначения использования подаренных предметов. Это поможет избежать налоговых последствий;

2) прием в музей подаренных экспонатов оформляется актом приема, а после рассмотрения фондово-закупочной комиссией в течение месяца сведения о таких объектах вносятся в книги поступлений основного фонда. В ходе экспертизы культурных ценностей членами комиссии осуществляется оценка экспоната;

3) предметы и коллекции, поступившие в музей, в том числе безвозмездно, и зарегистрированные в книге поступлений основного фонда музея, подлежат включению в состав Музейного фонда РФ и отражению на забалансовом счете 01.