Источник: ГАРАНТ.РУ
Юридическое лицо планирует оказывать систематическую благотворительную помощь некоммерческой организации, связанной со спортом. Помощь будет оказываться денежными средствами. Возникают ли у юридического лица налоговые льготы в этом случае? Требуется ли действовать через специальные аккредитованные фонды, или помощь можно оказать по усмотрению руководителя?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если благотворительная помощь оказывается НКО, которая включена в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, то организация вправе учесть во внереализационных расходах такую помощь в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.
Перечисление денежных средств НКО не облагается НДС.
Обоснование позиции:
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", далее - Закон N 135-ФЗ).
Благотворительная деятельность осуществляется, например, в целях содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами (п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).
Как видим, если деятельность НКО получателя помощи осуществляется в области профессионального спорта, то помощь такой организации уже не является благотворительной деятельностью в понимании Закона N 135-ФЗ.
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. При этом никто не ограничивает формы ее осуществления (пп. 1, 3 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
Требований о том, что благотворительную помощь требуется оказывать только через специальные аккредитованные фонды, ни Закон N 135-ФЗ, ни иные нормативные акты (в частности, НК РФ) не содержат.
Перечисление денежных средств в качестве благотворительной помощи не облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Что касается налога на прибыль, то по общему правилу безвозмездно переданное имущество (в т.ч. и денежные средства) расходом в целях налогообложения не признается (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Вместе с тем ст. 265 НК РФ содержит ряд положений, позволяющих учесть в составе внереализационных расходов безвозмездно перечисленные денежные средства.
Так, подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ предусматривает, что в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В свою очередь подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ указывает, что во внереализационных расходах учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного следующим некоммерческим организациям:
-
некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение указанного реестра, критерии включения некоммерческих организаций в указанный реестр устанавливаются Правительством РФ;
-
централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
При этом расходы, предусмотренные данным подпунктом, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Также в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абзаце 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (подп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Во внереализационных расходах учитываются и расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ, т.е. переданных лицам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ или проходящим военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ), и (или) налогоплательщикам, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами (подп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены ст. 286.1 НК РФ.
Так, подп. 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав инвестиционного налогового вычета не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
Однако учитывая, что организация планирует оказывать систематическую благотворительную помощь НКО, связанной со спортом, в рассматриваемом случае мы видим возможность применения только положений подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии, что НКО-получатель включена в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1290 (смотрите также письмо Минфина России от 20.10.2021 N 03-03-06/1/84626). Ознакомиться с данным Реестром можно, пройдя по ссылке: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko.
Применение организацией остальных приведенных выше норм, на наш взгляд, неправомерно, исходя из буквального их прочтения.
Как разъяснено в письме Минфина России от 03.08.2021 N 03-04-05/62125, осуществление расходов в виде пожертвований, благотворительных пожертвований - это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях.
Ранее финансовое ведомство также сообщало, что, рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод (смотрите письма Минфина России от 20.03.2019 N 03-03-06/3/18418, от 31.07.2018 N 03-03-06/3/53855).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
15 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.