Автор: Белецкая Ю. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Каковы основные принципы формирования учетной политики? Можно ли ее изменять в течение года? Обязаны ли налогоплательщики сдавать копию приказа об учетной политике в налоговые органы?

Понятие учетной политики для целей налогообложения

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Такое определение дано в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях:

  • формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

  • обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

К сведению: учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Словосочетание «выбранная совокупность допускаемых способов» подчеркивает необходимость раскрытия в учетной политике позиции налогоплательщика по тем нормам, которые оставляют право выбора за ним.

Однако учетная политика не должна ограничиваться только этим. Налогоплательщик должен выработать свой подход (и закрепить его в указанном документе) по вопросам, в отношении которых в налоговом законодательстве:

  • установлены только общие нормы, а не конкретные способы исчисления налогов;

  • содержатся противоречия и неясности;

  • отсутствуют применяемые институты, понятия и термины и возникает необходимость их заимствования из тех отраслей права, в которых они определены.

К сведению: формируя налоговую учетную политику, организация не только выбирает тот или иной вариант учета из предложенных гл. 25 НК РФ, но и (в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) вырабатывает свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.

Внесение изменений в учетную политику

Учетную политику утверждают один раз при создании организации (хотя конкретные сроки утверждения учетной политики по налогу на прибыль для вновь созданной организации в НК РФ отсутствуют, полагаем, что все же это лучше сделать не позднее окончания отчетного периода, в котором создана организация). В следующие налоговые периоды ее дополняют или изменяют.

Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

К сведению: решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и зафиксировать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налого­обложения данных видов деятельности. Об этом говорится в ст. 313 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах;

  • при начале осуществления нового вида деятельности.

В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.

Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС

Должна ли организация представлять в ИФНС налоговую учетную политику (и ее изменения)? Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам ч. I НК РФ:

  • пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

  • пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

  • позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

  • разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.

В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

* * *

Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.

К сведению: основные моменты, которые следует отразить налогоплательщикам при составлении такого нужного для ведения налогового учета документа, изложены в консультации «Об учетной политике по налогу на прибыль на 2018 год».