Автор: Юлия Пыркова, Старший бухгалтер-консультант бюджетной Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», февраль 2022

Расскажем, какие изменения необходимо учесть при составлении Учетной политики на 2022 год для государственного (муниципального) учреждения.

Стандарты для отражения в учетной политике

Для организаций бюджетной сферы с 01.01.2022 года вступили в силу новые стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • федеральный стандарт «Биологические активы», утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2020 N 310н;

  • федеральный стандарт «Метод долевого участия», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 254н;

  • федеральный стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 255н;

  • федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержден приказом Минфина РФ от 29.09.2020 N 223н;

  • федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержден приказом Минфина РФ от 29.12.2018 N 305н.

Данные Стандарты рекомендуем указать в Учетной политике на ряду с остальными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми разрабатывается данный документ.

Рассмотрим применение данных Стандартов и какие изменения они повлекут в учетной политике.

Федеральный стандарт «Биологические активы»

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями с 01.01.2022 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для учета биологических активов с 2022 года введены новые счета: 113.00 «Биологические активы» и 110.00 «Затраты на биотрансформацию». Счет 110.00 аналогичен действующему счету 109.00. При первом применении Стандарта необходимо: признать в бухгалтерском учете объекты, соответствующие критериям биологических активов, ранее не учтенные или числящиеся на забалансе, произвести при необходимости реклассификацию или переоценку активов, числящихся на балансе.

Финансовый результат, полученный при выполнении указанных операций, следует отнести на финансовый результат прошлых отчетных периодов, изменив входящий остаток на 01.01.2022.

В соответствии со Стандартом в Учетной политике необходимо установить единицу бухгалтерского учета объектов биологических активов.

Если до вступления Стандарта в Учетной политике были прописаны особенности аналитического учета на счете 101.07 биологических активов – следует исключить положения об аналитическом учете таких объектов на счетах учета основных средств.

Федеральный стандарт «Метод долевого участия»

Данным стандартом устанавливается порядок отражения финансовых активов, определенных для получения доходов от участия (инвестиций), в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением метода долевого участия, а также требования к информации об инвестициях, раскрываемой в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт применяется субъектами отчетности, которые наделены полномочиями по:

  • управлению имуществом публично-правовых образований;

  • заключению госконтрактов, предметом которых является выделение инвестиций.

Федеральный стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Данным стандартом определяются общие правила формирования консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам»

Стандарт устанавливает правила раскрытия сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный стандарт применяется для оценки деятельности группы госучреждений, объединенных по определенному признаку. Выбранные субъекты объединяются в сегменты. Например, автономные и бюджетные учреждения, получающие субсидии из федерального бюджета.

Федеральный стандарт «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции»

В соответствии с новым Стандартом Минфин вправе принимать решение о составлении отчетности с учетом инфляции. Данное решение как правило может приниматься, если фактический индекс роста потребительских цен существенно отличается от планового, используемого при формировании бюджета. Пересчету подлежат показатели:

  • Баланса;

  • Отчета о финансовых результатах;

  • Отчета о движении денежных средств.

По решению Минфина может быть пересчитана консолидированная отчетность ГРБС, администраторов и финорганов или индивидуальная отчетность субъектов, входящих в периметр консолидации.

Требования федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов подлежат обязательному применению (при наличии соответствующих объектов учета) и должны быть учтены при формировании учетной политики субъекта учета.

Руководителям бухгалтерской службы учреждений необходимо обеспечить своевременную подготовку приказа о внесении изменений в учетную политику в соответствии с требованиями федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, обязательных к применению с 01.01.2022 года, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с отчетности 2022 года.

Унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета

Кроме вышеперечисленных стандартов, с 10.07.2021 вступил в действие приказ Минфина РФ от 15.04.2021 № 61н, который утвердил унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета и Методические указания по их формированию и применению.

С 1 января текущего года данный приказ применяется уполномоченными организациями в рамках, переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений.

С 1 января 2023 г. такие формы должны применяться при ведении бухучета всеми организациями бюджетной сферы, с подписанием электронными подписями документов бухучета, регистров бухучета.

В методических рекомендациях Минфина РФ по переходу на применение в 2022 г. организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов (письмо Минфина РФ от 1 декабря 2021 г. № 02-07-07/98091) приводятся различные примеры заполнения электронных первичных документов, среди которых «Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств» (ф. 0510433), «Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование» (ф. 0510434), «Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам» (ф. 0510436) и другие.

До вступления Стандарта, в учетной политике могли быть установлены самостоятельно разработанные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

С вступлением данного Стандарта учетной политикой может быть утверждено применение форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленных приказом № 61н. В 2022 году учреждения, не применяющие электронный документооборот, вправе применять новые электронные формы на бумажном носителе.

Учетная политика для целей налогообложения

Напомним, учетная политика составляется для целей бухучета или для целей расчета налогов. Это два совершенно разных документа.

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика для целей налогообложения, как правило, применяется последовательно из года в год. Вместе с тем для целей налогообложения НДС положения учетной политики не запрещено изменять ежегодно, однако вновь принятые положения должны быть утверждены приказом (распоряжением) руководителя и применяться с 1 января года, следующего за годом утверждения.

Изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021г не требуют внесения изменений в налоговую учетную политику, которая применялась в учреждении ранее.