Компания "Гарант"

Организация заключила лицензионный договор с лицензиаром на право пользования товарным знаком. Лицензионным договором предусмотрены ежемесячные платежи. Организация применяет общую систему налогообложения. Какие первичные документы необходимы для признания расходов в виде выплаты вознаграждения лицензиару как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, если в наличии есть только лицензионный договор, зарегистрированный в Роспатенте, и счет на оплату?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, если договором с лицензиаром не предусматривает составление какого-либо первичного документа, то Ваша организация вправе признать расходы в виде ежемесячного вознаграждения лицензиару на основании имеющегося у Вас лицензионного договора.

Обоснование вывода:

Прежде всего хотелось бы отметить, что требования к документальному оформлению операций в бухгалтерском и налоговом учете во многом схожи. Так, п. 1 и п. 2 ст. 9 федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливают, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Пункт 1 ст. 252 НК РФ указывает, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, в том числе, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. При этом, как говорится в ст. 313 НК РФ, подтверждением данных налогового учета являются, в том числе, и первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Соответственно, в таком случае полагаем, что документальное подтверждение расходов в виде вознаграждения лицензиара будет одинаковым как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

Использованием товарного знака признается, в частности, его использование лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора (п. 2 ст. 1486 ГК РФ).

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 1489 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона (обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар)) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Как указано в п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Как следует из вопроса, в заключенном сторонами договоре указано, что лицензиат уплачивает ежемесячное вознаграждение в размере, предусмотренном договором. Бухгалтерский учет товарных знаков, полученных по лицензионному договору, ведется, в частности, на основании ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).

Так, п. 39 ПБУ 14/2007 определяет, что нематериальные активы (товарные знаки), полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода.

Таким образом, нормы ПБУ 14/2007 указывают, что расходы в виде вознаграждения лицензиара отражаются в учете в порядке, установленном договором. На основании изложенного считаем, что для отражения как в бухгалтерском, так и в налоговом учете расходов в виде вознаграждения лицензиара в Вашем случае достаточно непосредственно лицензионного договора.

Разъяснения контролирующих органов по вопросу документального подтверждения расходов по лицензионному договору на сегодняшний день отсутствуют. В то же время косвенным подтверждением указанной выше точки зрения может служить ответ на частный вопрос г-жи Т. Кобзевой, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, которая отметила, что в качестве первичного документа, подтверждающего расходы на приобретение программы для ЭВМ, выступает лицензионный договор.

Прочие разъяснения представителей финансовых и налоговых органов в части документального подтверждения расходов (смотрите, например, письмо Минфина России от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742 и письмо ФНС РФ от 05.09.2005 N 02-1-07/81) касались, в основном, посреднических договоров и договоров аренды. В частности, в них контролеры делали вывод, согласно которому составление актов, подтверждающих исполнение обязательств, требуется только, если оно предусмотрено условиями самого договора. Учитывая, что предоставление права пользования товарным знаком также следует отнести к услугам, а также принимая во внимание, что как и договор аренды, так и лицензионный договор предусматривают возможность использования определенного актива, считаем возможным выводы, сделанные чиновниками, применять и в отношении лицензионного договора.

Следовательно, если лицензионным договором не предусмотрено составление каких-либо первичных документов, то организация-лицензиат вправе учитывать расходы в виде вознаграждения лицензиару как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на основании имеющегося у нее лицензионного договора. Дополнительно подтверждающими расход документами могут быть, например, счет лицензиара на оплату вознаграждения, отчет об использовании результата интеллектуальной деятельности (в случае, если его составление обязательно).

Кроме того, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что передачу товарного знака от лицензиара к лицензиату для учета его последним на забалансовом счете также целесообразно оформить с составлением первичного документа, например, акта приема-передачи.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:

- Вопрос: Для отправки отчетности в налоговую инспекцию фирма установила в мае 2008 г. программный комплекс "Спринтер" (основная лицензия). Как отразить его в бухгалтерском и налоговом учете, учитывая, что организация применяет УСН? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, февраль 2009 г.);

- Вопрос: Лицензиар предоставляет организации (Дилеру) неисключительные права на использование и распространение программного продукта. Дилер заключает лицензионное соглашение с Клиентом (в письменной форме) и, соответственно, передача неисключительных прав Клиенту тоже НДС не облагается. Клиенты организации используют программное обеспечение посредством сети Интернет с помощью регистрационного ключа. Какими документами оформить передачу программного продукта Клиенту? Какими проводками в учете оформить приемку от Лицензиара и передачу Клиенту программного продукта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2008 г.);

- Отражение операций с товарными знаками в рекомендуемых формах первичных документов и учетных регистров (Е.В. Куц, "Все для бухгалтера", N 6, июнь 2008 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Компания "Гарант", г.Москва

7 августа 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.