ИА ГАРАНТ

У организации есть обособленное подразделение, которое имеет свой расчетный счет. Как правильно должны указывать поставщики услуг реквизиты обособленного подразделения в договорах, актах, накладных, счетах-фактурах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В договорах, первичных документах (актах, накладных) и счетах-фактурах в качестве покупателя (заказчика, плательщика) необходимо указывать головную организацию. Реквизиты обособленного подразделения могут указываться в качестве дополнительной информации.

Если приобретаемые товары доставляются на склад обособленного подразделения, то в качестве грузополучателя в накладных и счетах-фактурах указывается обособленное подразделение и его адрес.

Обоснование вывода:

Договоры

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Исходя из абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

В гражданском законодательстве под обособленным подразделением (ОП) юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности (ст. 55 ГК РФ).

Для целей НК РФ под ОП организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

ОП юридического лица, в том числе его филиалы и представительства, не являются юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ), в связи с чем не могут выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, в том числе быть стороной договора. Соответствующим статусом во всех случаях обладает не ОП, а создавшее его юридическое лицо. Сделки, совершенные руководителем ОП при наличии соответствующих полномочий (доверенности), следует считать совершенными от имени юридического лица (п. 129 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Поэтому в договорах в качестве покупателя (заказчика) необходимо указывать наименование и адрес юридического лица (головной организации), а не ОП. При этом в силу положений ст. 421 ГК РФ в тексте договора может быть указано, что приобретения совершаются в целях удовлетворения потребностей ОП, находящегося по такому-то адресу. При этом при наличии полномочий на заключение договоров подписать договор может руководитель ОП со ссылкой на доверенность.

Первичные документы

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).

В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ форма акта выполненных работ (оказанных услуг) (далее - Акт) должна быть утверждена организацией самостоятельно*(1). При этом форма Акта должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, в частности наименование экономического субъекта, составившего документ (пп. 3 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

В свою очередь, в целях применения положений Закона N 402-ФЗ под экономическим субъектом понимаются, в частности, российские коммерческие организации (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ), а не их ОП. Каких-либо специальных требований к отражению в Акте информации о заказчике в случае, когда работы (услуги) выполняются (оказываются) в адрес ОП организации, нормы Закона N 402-ФЗ не предъявляют.

Поскольку ОП не является экономическим субъектом в целях бухгалтерского учета, а также стороной договора согласно ГК РФ, то считаем, что в Акте в качестве заказчика следует отражать наименование головной организации.

При этом в качестве дополнительной информации можно указать, что работы (услуги) оказывались по адресу ОП (либо в табличной части Акта с наименованием работ (услуг), либо в его заглавной части в качестве примечания). Отметим, также, что в унифицированных формах первичных документов также не запрещено указывать дополнительную информацию (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20).

Исходя из вышеприведенных заключений, в строке "Плательщик" унифицированной формы накладной ТОРГ-12 должны быть указаны наименование и адрес головной организации. При этом полагаем, что в качестве банковских реквизитов должны быть указаны данные того счета, с которого фактически оплачиваются товары. Так, если поставка оплачивается со счета, закрепленного за ОП, то данные этого счета следует указать в качестве банковских реквизитов. Такой порядок заполнения будет отражать фактические обстоятельства сделки. Заметим, что денежные средства на расчетном счете ОП принадлежат организации (юридическому лицу), а не ОП. Обратите также внимание, что в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ среди обязательных реквизитов первичного документа банковские реквизиты не поименованы.

В письмах Минфина России от 15.09.2014 N 03-07-РЗ/46026, УФНС России по г. Москве от 19.03.2012 N 16-15/23501, ФНС от 21.01.2010 N 3-1-11/22 сказано, что данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственных операций, в том числе о лицах, осуществляющих операции по отправке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Об этом же сказано и в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05.

В письме УФНС России по г. Москве от 19.03.2012 N 16-15/23501 разъясняется, что при заполнении строки 4 счета-фактуры в части наименования грузополучателя следует указывать данные, отраженные об этом лице в соответствующих строках товарной накладной N ТОРГ-12. При этом, учитывая, что в товарной накладной N ТОРГ-12 не конкретизирован адрес грузополучателя, то в строке 4 счета-фактуры следует указывать адрес склада, принадлежащего грузополучателю на праве собственности, по договору аренды либо договору складского хранения, на который поступают приобретенные покупателем товары.

Так, если приобретаемые товары доставляются на склад ОП, то в качестве грузополучателя в ТОРГ-12 и счетах-фактурах указываются наименование и адрес ОП (письма Минфина России от 04.05.2016 N 03-07-09/25719, от 13.04.2012 N 03-07-09/35). При этом в строке 6 "Покупатель" и 6а "Адрес" счета-фактуры указываются данные головной организации, а в строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего ОП*(2).

По мнению Минфина России (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547), ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (смотрите также: Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

10 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 


*(1) Исходя из действующих нормативных документов, можно сделать вывод, что в настоящее время необходимость в оформлении унифицированных форм N КС-2 и N КС-3 для принятия работ по договору подряда отсутствует.

В то же время в письме Минфина России от 06.02.2015 N 07-01-12/4833 с учетом позиции Минстроя России (в частности, приказа от 03.06.2016 N 391/пр) высказывается мнение, что форма N КС-3 остается обязательной к применению.

Вместе с тем, по мнению господина Г.Г. Лалаева, советника государственной гражданской службы РФ 1-го класса (см.: Вопрос: Из письма Минфина РФ от 06.02.2015 N 07-01-12/4833 следует, что утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 унифицированная форма КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" продолжает оставаться обязательной к применению_ (журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2015 г.)), высказанная Минфином России в указанном письме позиция касается оформления взаимоотношений между подрядчиками и государственными (муниципальными) заказчиками. Если сторонами договора подряда являются две коммерческие организации, они вправе согласовать возможность применения неунифицированных форм первичных учетных документов.

*(2) Пункт 5 ст. 169 НК РФ прямо не определяет КПП продавца (покупателя) в качестве обязательного реквизита счета-фактуры. Необходимость его указания в счетах-фактурах установлена Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. В то же время акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено п. 1 ст. 4 НК РФ.

Поэтому если рассматривать возможное неверное указание КПП как ошибку в счете-фактуре, то она не препятствует налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, что не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 26.08.2015 N 03-07-09/49050, от 02.04.2015 N 03-07-09/18318, от 05.09.2014 N 03-07-09/44671, от 01.09.2014 N 03-07-09/43645).

В отношении неправильного указания в счетах-фактурах КПП суды приходят к выводу, что данная ошибка не может препятствовать получению права на налоговый вычет, поскольку данный реквизит не является обязательным (не указан в п.п. 5, 5.1 ст. 169 НК РФ) (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу N А53-18001/2008-С5-46, ФАС Московского округа от 14.07.2010 N КА-А40/5923-10, от 08.09.2011 N КА-А41/9713-11, Девятого ААС от 18.07.2011 N 09АП-14445/11, Семнадцатого ААС от 11.03.2012 N 17АП-1211/12, Одиннадцатого ААС от 21.01.2013 N 11АП-16278/12, Пятнадцатого ААС от 11.06.2017 N 15АП-4606/17).