Автор: Сенин Н. К., эксперт журнала
Журнал "Бухгалтер Крыма" № 4/2019
Севастопольская организация до 18.03.2014 функционировала в качестве резидента Украины, то есть была зарегистрирована как украинская организация. После этой даты организация не стала проходить перерегистрацию в качестве российской, а получила статус иностранной.
В каком порядке она должна учитывать доходы и расходы, полученные (произведенные) до названной даты и после нее?
Исходя из п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридические лица, созданные по законодательству Украины, место нахождения которых расположено на территориях Республики Крым и города Севастополя, получили право привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 01.03.2015. При этом в силу п. 7 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица, которые не обратились в регистрирующий орган с таким заявлением, имеют право осуществлять деятельность на территории РФ с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством РФ.
Значит, юридические лица, не обратившиеся с названным заявлением, признаются иностранными организациями и для осуществления деятельности на территории РФ должны были приобрести статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством РФ. Такая организация должна учитывать следующее.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2014 – 2015 годах) иностранную организацию по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через обособленные подразделения ставили на учет в налоговых органах на основании заявления о постановке на учет такой организации в порядке,
предусмотренном данным пунктом.
Статьями 247 и 307 НК РФ установлено, что для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения (прибылью) признается разница между доходами, полученными через эти представительства, и величиной расходов, произведенных этими представительствами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления ею предпринимательской деятельности через ее отделение. Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 определено, что постоянное представительство означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.
К сведению:
Деятельность является предпринимательской при условии, что она направлена на систематическое получение прибыли и осуществляется налогоплательщиком на свой риск (ст. 2 ГК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 307 НК РФ, если предпринимательская деятельность иностранной организации приводит к возникновению на территории РФ постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых им в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
Указанные в данном пункте обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации. Налоговый учет в иностранной компании ведется такими организациями в порядке, обозначенном в ст. 313 НК РФ.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 31.08.2018 № 03-03-05/62364, учет в иностранной компании доходов и расходов постоянного представительства иностранной организации, зарегистрированного в связи с реализацией права, установленного п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ, должен осуществляться в общем порядке, преду-
смотренном для таких налогоплательщиков НК РФ.
Финансисты пояснили, что это означает: при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие налогоплательщики учитывают доходы и расходы с момента приобретения статуса постоянного представительства иностранной организации. Следовательно, они не могут учесть расходы, произведенные в период до регистрации в качестве представительства иностранной организации, в том числе и в отношении активов, которыми продолжают пользоваться после этой регистрации.
Добавим: в ст. 20 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» также сказано, что законодательство РФ о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога, применяется на территории Севастополя в отношении иностранных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, начавших осуществлять свою деятельность на территории Севастополя до 18.03.2014, – со дня постановки на прибыли в иностранной компании в налоговом органе РФ на указанной территории согласно НК РФ.