Автор: Семина Л., эксперт журнала

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2019

С 1 сентября 2019 года ужесточаются требования к оформлению и реализации билетов организациями исполнительских искусств и музеями. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2019 № 193-ФЗ (далее – Закон № 193-ФЗ) в Основы законодательства о культуре[1]. Подробнее об изменениях читайте в статье.

Оформление, реализация и возврат билетов.

В основы законодательства о культуре вводится новая ст. 52.1, устанавливающая требования к оформлению, реализации и возврату билетов, абонементов, экскурсионных путевок (далее – билетов) на зрелищные мероприятия, проводимые организациями исполнительских искусства и музеями.

К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и (или) непосредственное осуществление (публичный показ) представлений и концертов. Кроме того, в целях применения новой статьи к организациям исполнительских искусств также относятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют создание, исполнение, показ (за исключением кинопоказа) и интерпретацию произведений литературы и искусства.

Требования к форме билетов.

Форма билета (в том числе электронного) утверждается Минкультуры как бланк строгой отчетности, содержащий реквизиты билета. Вместе с тем организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов.

На сегодняшний день формы билета, абонемента и экскурсионной путевки как бланков строгой отчетности утверждены Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257.

Признаются недействительными и не принимаются к возврату билеты:

  • форма и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам;

  • элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями;

  • содержащие исправления;

  • являющиеся подделкой.

Требования к лицам, реализующим билеты.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать билеты учреждения культуры самостоятельно либо через уполномоченных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на основании заключенных договоров). Кроме того, они могут разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов при условии, что такое лицо будет нести ответственность за действия другого лица.

Иные лица к реализации билетов не допускаются (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета по цене, не превышающей указанной в билете).

Ограничение цены реализации билета и стоимости сопутствующих услуг.

Реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в билете, не допускается.

Уполномоченные и иные лица, реализующие билеты учреждения культуры по договору, заключенному с организациями исполнительских искусств и музеями, вправе взимать плату за оказание покупателю билета сопутствующих услуг (по бронированию, составлению в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг). Общая стоимость таких услуг не должна превышать 10 % цены билета. Порядок формирования и расчета данной стоимости утверждается Минкультуры.

Реализация именных билетов.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства РФ о персональных данных. Именные билеты дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, данным, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях посетитель на зрелищное мероприятие не допускается.

Возврат стоимости билетов.

Гражданин, купивший билет на зрелищное мероприятие, проводимое организацией исполнительских искусств или музеем, вправе вернуть его в случае:

1) отмены, замены либо переноса мероприятия. При этом посетителю возмещается полная стоимость билета;

2) отказа от посещения мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью его родственников. Правила и условия возврата билета при таких обстоятельствах устанавливаются Правительством РФ;

3) отказа от посещения мероприятия по иным причинам. В таком случае возмещаемая стоимость билета будет зависеть от даты его возврата. Если билет возвращен:

  • не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, покупатель вправе получить обратно 100 % его цены;

  • менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия – не менее 50 % цены билета;

  • менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия – не менее 30 % цены билета.

Для абонементов днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Организация исполнительских искусств или музей вправе отказать покупателю в возврате стоимости билета в следующих случаях:

  • если покупатель вернул билет менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия;

  • если билет (за исключением именного) был продан в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате билета, помимо возмещения его стоимости, вправе предложить покупателю посетить это же зрелищное мероприятие в другое время или другое мероприятие.

Правила и условия возврата билетов и переоформления на других лиц именных билетов на проводимые зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от их посещения утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными правилами организации исполнительских искусств и музеи утверждают на местах порядок возврата билетов и переоформления их на других лиц (с указанием должностных лиц, которые переоформляют билеты) именных билетов.

Информационная открытость организаций культуры.

Закон № 193-ФЗ уточнил положения ст. 36.2 Основ законодательства о культуре, устанавливающей требования к информационной открытости учреждений культуры.

Согласно ее действующей редакции организации культуры обязаны размещать на своих официальных сайтах следующую информацию:

  • дата создания организации, сведения о ее учредителе, место нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

  • структура и органы управления организации;

  • виды предоставляемых организацией услуг;

  • материально-техническое обеспечение предоставления услуг;

  • копия устава организации культуры;

  • копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);

  • копия документа о порядке предоставления услуг за плату;

  • информация, опубликованная по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ;

  • иная информация, определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организацией.

С 1 сентября 2019 года список публикуемой информации расширится. Так, организации исполнительских искусств и музеи дополнительно будут обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию:

  • об установленных ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

  • о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, и других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, включая сведения о сайтах, через которые данные лица реализуют такие билеты, а также о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов сопутствующих услуг;

  • о формах, реквизитах и элементах оформления билетов на проводимые зрелищные мероприятия;

  • о лицах, на которые возложена обязанность по возмещению посетителю полной (частичной) стоимости билета;

  • о зрелищных мероприятиях, которые посещаются при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете в случае реализации именных билетов;

  • о предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки) специальных программах и акциях, включая информацию о праве организаций не принимать к возврату приобретенные в рамках данных программ и акций билеты;

  • о порядке возврата билетов, в том числе именных, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.

* * *

В последнее время в России обострилась проблема, связанная с приобретением билетов на культурно-зрелищные мероприятия недобросовестными покупателями с единственной целью – их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае его невостребованности – возвращают организатору. Тот принимает билет и возвращает покупателю его полную стоимость. Но при этом он несет убытки, поскольку вероятность продать возвращенный в день проведения культурно-зрелищного мероприятия билет невысока.

Кроме того, нелегальная продажа билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Согласно внесенным поправкам на законодательном уровне закрепляются меры, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры. В частности, с 1 сентября 2019 года:

  • продавать билеты могут только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи либо уполномоченные ими лица на основании договора;

  • запрещается продавать билет дороже его номинальной стоимости;

  • к реализации допускаются билеты, заполненные по установленной форме. При этом организации культуры вправе вводить дополнительные элементы оформления билетов на проводимые мероприятия;

  • определен порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом утвержденных Минкультуры требований, в том числе в случаях отказа от посещения мероприятий по инициативе посетителя, а также порядок возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность. В Законе № 193-ФЗ приводятся максимальные размеры возмещения стоимости билетов в зависимости от причин их возврата.

Установленные данным нормативным актом требования к оформлению, реализации и возврату билетов распространяются также на абонементы и экскурсионные путевки.

С учетом новых требований для организаций исполнительских искусств и музеев расширен перечень информации, размещаемой в обязательном порядке на их официальных сайтах.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.