Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Ярослав Савин, taxCOACH: "Несколько сотен поправок, принятых Госдумой летом общим скопом, нам еще предстоит переварить".

Распускаясь в связи с истечением срока годности, Государственная Дума распустилась окончательно. И последние ее заседания подбросили Президенту работы - ему пришлось подписать десятки федеральных законов.

Особенно настораживает то, что уже стало почти нормой в принятии очень важных, требующих ювелирной точности поправок в налоговой сфере, в регулировании банкротства и деятельности юридических лиц. Их "цепляют" сразу ко второму чтению законов, не имеющих никакого к ним профильного отношения. А значит нам с вами, а также судам опять расхлебывать написанное кое-как.

Изменения затронули не только отдельные сферы хозяйствования, но и целые отрасли.

Налоговая безопасность

Куда бы ни шла в цене нефть: вверх, вниз или куда-нибудь вбок, налоговая безопасность в сочетании с традиционной в налоговом регулировании неопределенностью (слышали наверное уже про акцизы на газированную воду) остается, пожалуй, самой щекотливой темой.

С нее и начнем.

1. Вслед за канувшей в лету банковской тайной (уже два года как налоговые органы вправе иметь доступ к сведениям о счетах и депозитах не только юридических, но и физических лиц), ограничивается и тайна налоговая.

С 01.01.17 года будут открыто публиковаться следующие сведения:

Бросается в глаза, что законодатель, решая проблему доказывания проявления должной осмотрительности при выборе контрагента (что делает правила игры в налоговом споре для вас более понятными), не учел характер взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности в сегменте малого и среднего бизнеса.

Для компаний с оборотами от 200 млн р/год до 1 млрд р/ год подобное раскрытие информации может оказаться очень чувствительным из-за возможности недобросовестной конкуренции. Кроме того, это упрощает оценку потенциала защиты жертвы для потенциальных рейдеров.

(Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»)

2. Налоговый орган ссылается на обновленный алгоритм работы нашумевшей системы АСК НДС 2, которая будет самостоятельно делить налогоплательщиков на 3 категории риска: с низким риском, с высоким риском и со средним риском.

Категория риска влияет на степень «внимания» налогового органа к налогоплательщику. Пока идет проверка новой логики системы, сотрудники инспекций должны перепроверять ее оценку и сообщать в случае если они не согласны.

Напомню, что в связи с передачей ФТС своих контрольных функций в части НДС на границе налоговой службе, АСК НДС-2 получит в свое распоряжение и анализ также и эти данные. Такимо образом под камеральным контролем ФНС окажется вся цепочка добавленной стоимости и уплачиваемого налога с нее от импорта до экспорта с внутренним потреблением посередине.

Кроме того, согласно подписанному в ноябре 2015 года соглашению между ЦБ и ФНС, данные о сделках (реализации товаров, работ, услуг), попадающих в ваши декларации по НДС в скором времени будут подкрепляться сведениями о реальных платежах.

3. Но не только НДС на таможне попадает под всевидящее око ФНС. Часть вторая НК РФ дополняется новой главой 34 «Страховые взносы», положения которой практически полностью повторяют ФЗ №212 «О страховых взносах…».

О том, что социальные взносы плохо администрируются, говорили давно. Что ж, обещали и сделали: данным законом контроль за уплатой страховых взносов будет аргументирован всеми возможностями современного мощного налогового администрирования.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи…»)

4. Усилить же «зрение» предпроверочного анализа в частности и налогового контроля в целом спешат ЗАГСы.

С 1 января будет создан электронный реестр, в который будут вноситься все акты гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства и др.).


Оператором Единого государственного реестра ЗАГС будет ФНС. Таким образом, данные сведения сразу будут поступать в распоряжение налоговых инспекторов. Учитывая успешный опыт работы налогового органа с технологией Big Data, очевидно, что информация об актах и ЗАГС’ов будут в автоматическом режиме сопоставляться с информацией из иных баз данных ФНС и использоваться в предпроверочном анализе.

(Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»)

5. Возможностей нажать на большую красную кнопку для блокировки счета налогоплательщика (читай: нормальной жизнедеятельности бизнеса) у рядового налогового инспектора (ооооочень далекого от бизнеса и его истинных проблем) становится все больше и больше.

С июня 2016 года библиотека поводов для приостановки операций по счету дополнена ситуацией, когда налогоплательщиком не представлена квитанция о получении документов из налоговых органов лицами, обязанными сдавать декларацию в электронном виде.

Ни для кого не секрет, что баланс между «проступком» и такой санкцией во многих моментах очевидно уже нарушен. Так что блокировку счета могут получить даже «упрощенцы», не сдавшие по мнению инспекторов декларацию по НДС.

(Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»)

6. Создается автоматизированная система контроля за применением ККТ, которая позволяет в автоматическом режиме контролировать полноту учета выручки. Информация передается через оператора фискальных данных в налоговые органы. Предполагается поэтапный переход на автоматизированные ККТ:
  • до 1 февраля 2017 года - регистрировать ККТ можно по старым правилам и пользоваться ККТ, зарегистрированной по-старому, можно до 1 июля 2017 года.
  • до 1 февраля 2017 года применять правило можно в добровольном порядке, после - в обязательном.
  • до 1 июля 2018 года ИП, применяющие патент, ИП и организации, применяющие ЕНВД, оказывающие услуги населению или использующие торговые аппараты, вправе не применять ККТ, если по требованию будут выдавать квитанции и чеки.
(Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »О применении контрольно-кассовой техники)

7. С 1 сентября вступили поправки в Закон О банкротстве, которые также касаются налоговой сферы.

Например, ФНС на 6 месяцев продлевают срок подачи требований в конкурсном производстве, если налоговой требуется больше времени для проверки или решение в пользу ФНС не успело вступить в силу. Считается, что данная норма будет препятствовать ускоренным банкротствам, которые использовались для ухода от налоговых обязательств.

С учетом практики взыскания налогов с третьих лиц – с компаний «двойников» - использование банкротства как средство избежать уплаты долгов становится все менее и менее эффективным.

Напомню также, что примерно в 10% случаев именно ФНС является инициатором банкротства компаний.

Но еще больший интереса заслуживает другое. Увеличился срок, который позволяет признать лицо контролирующим – с двух до трех лет.

При этом ситуации, когда директор, учредители и иные контролирующие лица должны доказывать свою невиновность, дополнены новым обстоятельством. В случае, если более половины требований кредиторов третьей очереди обусловлены привлечением должника или его должностных лиц к уголовной, административной или налоговой ответственности, презюмируется недобросовестность контролирующих лиц.

(Федеральный закон № 222-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ)

Таким образом, в целом поправки продолжают тенденцию по усилению ответственности контролирующих лиц при несостоятельности. Хотя в части ответственности за неуплату налогов не менее увлекательно смотрится и история, в которой налоговый орган сумел с контролирующего лица взыскать причиненный вред бюджету и без возбуждения дела о банкротстве. Правда это касается случаев совпадения руководителя и учредителя компании в одном лице.

(Апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33-23791/2016 от 20.06.16)

Из хорошего. Немногочисленного, но важного.


8. Срок действия системы налогообложения в виде ЕНВД продлевается до 1 января 2021 года.

То, чего так ждали региональные розничные сети - случилось. Аллилуйя!

9. С 1 января 2017 года увеличены предельные значения показателей применения УСН. Теперь «упрощенцы» могут больше зарабатывать и иметь больше имущества:
  • «Упрощенцы» смогут зарабатывать до 120 млн рублей, что в два раза больше, чем сейчас.
  • Предельная величина стоимости (остаточная стоимость) основных средств при УСН будет составлять 150 млн рублей. На сегодня она составляет 100 млн рублей.
  • Для перехода на УСН со следующего года (учитывая действие редакции закона, то с 2018 года) можно иметь доход не более 90 млн рублей за девять месяцев предшествующего года (т.е. 2017-го), вместо 45 млн рублей.

10. Ну, и наше любимое.

С 15.07.16 г. размер неуплаты налогов, делающий ее преступлением, увеличен: - 900 тыс. рублей для физических лиц (ст. 198 УК); - 5 млн. рублей для юридических лиц (ст. 199 и ст. 199.1 УК)

И это при том условии, что сумма неуплаченных налогов за три года превышает 25% общей суммы налоговых обязательств конкретной компании.

Впрочем, надо признать, что более чем двукратное повышение порога уголовной ответственности скорее эхо девальвации рубля.

Согласно годовому отчету ФНС России (форма 2-НК), средняя сумма доначислений налогов (без учета штрафных санкции и пени), приходящаяся на одну выездную налоговую проверку, за 2015 г. составила 7,4 млн руб. То есть мы не ошибемся, если скажем, что нарушения, выявляемые в трети всех проверок, точно будут подпадать под категорию «преступления» даже с учетом поправок.

И это только налоги…

Чтобы продолжить обсуждение около 30 поправок из сферы налоговой безопасности, защиты активов и управленческого контроля, мы объединили эти вопросы в компактный удобный буклет в PDF и снабдили аналитическими заметками наших экспертов.

Почитать или скачать буклет "ГИД по "летним подаркам" для Среднего бизнеса: аналитическое мнение экспертов taxCOACH"

Обсудите материал с Центром taxCOACH...