ЗАО "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Рекомендована к применению форма универсального передаточного документа, который содержит все обязательные реквизиты счета-фактуры и первичного учетного документа

2. Определены условия освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности

3. При прекращении предпринимательской деятельности до окончания срока действия патента его стоимость можно перерассчитать

 

Комментарии

1. Облагаются ли страховыми взносами суммы возмещения командировочных расходов, если отсутствует командировочное удостоверение?

2. ФНС России изменила свою позицию по вопросу заполнения справки о доходах физлиц в отношении зарплаты, начисленной в предыдущем году, а выплаченной в текущем налоговом периоде  

 

 

Новости

 

1. Рекомендована к применению форма универсального передаточного документа, который содержит все обязательные реквизиты счета-фактуры и первичного учетного документа

Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ 

ФНС России рекомендовала хозяйствующим субъектам для применения в работе новую форму документа - универсальный передаточный документ (далее - УПД, см. Приложение 1 к рассматриваемому Письму). Данная форма разработана на основе действующей формы счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137). Помимо обязательных реквизитов счета-фактуры, перечисленных в п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, УПД содержит обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ). В связи с этим УПД можно использовать как для отражения факта хозяйственной жизни в целях бухучета, так и для принятия НДС к вычету (с указанием в статусе документа "1") и для подтверждения расходов для целей налога на прибыль (с указанием в статусе документа "2"). В Приложении 2 к Письму приводится перечень операций, для оформления которых можно применять УПД.

В рассматриваемом Письме содержатся пояснения о том, как заполнять отдельные реквизиты УПД (Приложение 3) и какие поля нового документа соответствуют обязательным показателям, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (Приложение 4). В Приложениях 5 и 6 к Письму приведен порядок регистрации УПД со статусом "1" в книге покупок и продаж, в журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур, а также порядок отражения данного документа в налоговом учете в целях налогообложения прибыли.

Следует отметить, что ни в гл. 21 НК РФ, ни в Постановлении N 1137 нет запрета на указание в счете-фактуре дополнительных реквизитов. Минфин России и ФНС России подтверждали, что наличие таких дополнительных сведений в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете НДС (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).

Как указала ФНС России, предложенный УПД не ограничивает права хозяйствующих субъектов на применение иных форм первичных учетных документов из ранее действовавших унифицированных форм первичной учетной документации или самостоятельно разработанных форм, если они соответствуют ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Также УПД не ограничивает право на применение формы счета-фактуры, утвержденной Постановлением N 1137. Вместе с тем следует отметить, что использование единой формы для разных целей, возможно, будет более удобно при взаимодействии между контрагентами и при представлении документов в налоговый орган.

Рассматриваемое Письмо согласовано с Минфином России Письмом от 07.10.2013 N 03-07-15/41644.

 

2. Определены условия освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности

Федеральный закон от 21.10.2013 N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" 

В ст. 15.11 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, а также за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов. При наличии данного состава правонарушения с должностного лица взыскивается штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

В соответствии с Федеральным законом от 21.10.2013 N 276-ФЗ примечания к ст. 15.11 КоАП РФ изложены в новой редакции, действующей с 1 ноября 2013 г.

Теперь согласно п. 1 примечания ответственность предусмотрена, в частности, за занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Ранее формулировка была иной. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понималось в том числе искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов без указания соответствующих причин. На практике могли возникнуть ситуации, когда подобное неправильное отражение сумм налогов и сборов не было следствием некорректного ведения бухгалтерского учета, что, в свою очередь, создавало неоднозначные ситуации.

Помимо этого, в п. 2 примечания установлено два условия, при выполнении любого из которых должностное лицо освобождается от предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ ответственности. Во-первых, это наличие оснований для освобождения от налоговой ответственности, установленных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ. Напомним, что налогоплательщик не привлекается к ответственности, если, например, уточненная декларация с увеличенной суммой налога к уплате представлена после срока подачи отчетности, но до истечения срока перечисления налога и до момента, когда он узнал об обнаружении инспекцией соответствующей ошибки либо о назначении выездной проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ). Во-вторых, должностное лицо освобождается от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ в случае, когда до утверждения бухотчетности ошибка исправлена в установленном порядке, в том числе путем представления пересмотренной отчетности.

 

3. При прекращении предпринимательской деятельности до окончания срока действия патента его стоимость можно перерассчитать

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18591@ 

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе Письмо Минфина России от 23.09.2013 N 03-11-09/39218.

В документе даны следующие разъяснения. Предприниматель, приобретший патент и оплативший его стоимость в установленные сроки, в случае прекращения деятельности, которая облагалась налогом в рамках ПСН, до окончания срока действия патента может перерассчитать его стоимость. Перерасчет производится исходя из фактического количества календарных дней, в течение которых велась эта деятельность. При образовании переплаты излишне перечисленную сумму можно вернуть или зачесть в счет уплаты других налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Если налог уплачен не полностью, то его необходимо доплатить не позднее сроков, указанных в патенте.

Финансовое ведомство обосновало свою позицию так. В соответствии с п. 3 ст. 346.49 НК РФ для предпринимателей, прекративших деятельность, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента, налоговый период исчисляется с момента начала действия патента до даты прекращения данной деятельности. Пунктом 1 ст. 346.51 НК РФ установлено, что при приобретении патента на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного годового дохода на 12 и умножения полученного результата на количество месяцев, составляющих срок, на который был выдан патент. В Налоговом кодексе РФ не указано, можно ли в случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась ПСН, до окончания срока действия патента перерассчитать его стоимость. Следовательно, Минфин России сделал вывод в пользу налогоплательщика.

Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 15.10.2013 N 03-11-12/42971. 

 

 

Комментарии

 

1. Облагаются ли страховыми взносами суммы возмещения командировочных расходов, если отсутствует командировочное удостоверение?  

Название документа:

Письмо Минтруда России от 07.10.2013 N 17-4/1647 

Комментарий:

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при оплате расходов на командировки работников помимо суточных не облагаются страховыми взносами следующие расходы:

- расходы на проезд до места назначения и обратно;

- сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы;

- расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;

- расходы на провоз багажа;

- расходы по найму жилого помещения;

- расходы на оплату услуг связи;

- сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта;

- сборы за выдачу (получение) виз;

- расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Указанные расходы должны быть фактически произведены и документально подтверждены.

В Минтруд России обратилась организация, которая при направлении работников в командировку не составляет командировочные удостоверения, несмотря на то что оформление данных документов предусмотрено законодательством. Компанию интересовал вопрос, следует ли в таком случае начислять страховые взносы на командировочные расходы. Все иные необходимые документы у организации имеются.

В комментируемом Письме Минтруд России разъяснил, что если авансовый отчет оформлен с нарушением установленных законодательством требований, то выплаты, произведенные работнику в связи с возмещением командировочных расходов, облагаются страховыми взносами. По мнению ведомства, такие выплаты не могут рассматриваться в качестве возмещающих расходы в связи с командировкой. К нарушениям относится в том числе отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету или ненадлежащее их оформление. Поскольку командировочное удостоверение прилагается к авансовому отчету в соответствии с п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, далее - Положение), то при отсутствии указанного удостоверения (в тех случаях, когда его составление предусмотрено законодательством РФ) командировочные расходы облагаются страховыми взносами.

Позицию ведомства можно оспорить. Дело в том, что в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для неначисления взносов на командировочные расходы нужно, чтобы данные расходы были фактически произведены и документально подтверждены. Кроме того, необходимо подтвердить целевой характер таких затрат, однако в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлено, какие именно документы для этого требуются. В рассматриваемом случае у организации имеются приказ директора о направлении работника в командировку, служебное задание, отчет о командировке, все первичные документы, подтверждающие расходы работника. По нашему мнению, данные документы в совокупности подтверждают произведенные расходы и их целевой характер.

Таким образом, организация может не начислять страховые взносы на командировочные расходы в рассматриваемой ситуации. Однако данную точку зрения придется отстаивать в суде. Поскольку согласно п. 7 Положения командировочным удостоверением подтверждается, в частности, фактический срок пребывания работника в месте командировки, то для усиления своей позиции в этой части можно посоветовать запросить у организации, в которую был командирован работник, официальное письмо с подтверждением его нахождения у них.

 

2. ФНС России изменила свою позицию по вопросу заполнения справки о доходах физлиц в отношении зарплаты, начисленной в предыдущем году, а выплаченной в текущем налоговом периоде 

Название документа:

Письмо ФНС России от 07.10.2013 N БС-4-11/17931@ 

Комментарий:

Налоговые агенты по НДФЛ должны представлять в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физлиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов за предыдущий налоговый период (п. 2 ст. 230 НК РФ). Данные сведения подаются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим, по форме 2-НДФЛ (справка о доходах физического лица за 20__ год; далее - справка 2-НДФЛ). Форма, порядок ее заполнения и формат представления утверждены Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.

ФНС России рассмотрела порядок заполнения справки 2-НФДЛ за 2012 г. в случае, если заработная плата, начисленная за декабрь этого года, выплачена в апреле 2013 г., то есть в следующем налоговом периоде после истечения срока подачи налоговым агентом сведений о доходах физлиц в налоговый орган.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств для выплаты дохода, а также дня перечисления денег на банковские счета физлиц. Как считает ФНС России, налоговый агент должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с заработной платы работника в установленные данной нормой сроки один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который был начислен доход. Соответственно, при заполнении справки 2-НДФЛ доходы отражаются в тех месяцах налогового периода, в которых они были фактически выплачены. Таким образом, перечисленную в апреле 2013 г. заработную плату, которая была начислена за декабрь 2012 г., следует учитывать как доходы текущего года.

Ранее ФНС России высказывала точку зрения, согласно которой в разд. 3 "Доходы, облагаемые по ставке __%" справки 2-НДФЛ должны быть отражены все доходы, начисленные и выплаченные работнику за выполнение трудовых обязанностей, в том числе доходы за декабрь, выплаченные в январе. В строке 5.5 "Сумма налога перечисленного" при этом указывается сумма налога, перечисленного за налоговый период, включая сумму налога, перечисленного за декабрь в январе. Такие разъяснения содержатся в Письмах ФНС РФ от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1692@, N ЕД-4-3/1698@, от 12.01.2012 N ЕД-4-3/74 и касаются порядка заполнения справок о доходах за 2011 г. Однако они применимы и в отношении заполнения справок за 2012 г.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 223 НК РФ датой получения дохода в виде зарплаты признается последний день месяца, за который она начислена. Соответственно, зарплата за декабрь 2012 г. и налог с нее должны учитываться в справке 2-НДФЛ за 2012 г., даже если зарплата выплачивается в следующем налоговом периоде (то есть в текущем году). Сумму НДФЛ, исчисленную, но не удержанную налоговым агентом, можно отразить в строках 5.3 и 5.7 справки 2-НДФЛ, а после выплаты заработной платы и перечисления налога подать в инспекцию новую справку с уточненными сведениями: данные, содержащиеся в сроке 5.7, перенести в строки 5.4 "Сумма налога удержанная" и 5.5 "Сумма налога перечисленная".

Однако в свете последних разъяснений ФНС России такое отражение в справке 2-НДФЛ заработной платы, начисленной в декабре 2012 г., но выплаченной в 2013 г., может вызвать вопросы со стороны инспекции. Налоговый агент, отстаивая свою точку зрения, может ссылаться на п. 2 ст. 223 НК РФ и на разъяснения ФНС, данные в 2012 г.