ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Утверждена форма заявления о подтверждении полномочий плательщика взносов на издание СМИ

2. Порядок определения для целей НДС среднесписочной численности работников компаниями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов

3. Учет расходов организациями с объектами обслуживающих производств и хозяйств

4. Разъяснен порядок расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества

 

Комментарии

1. Облагается ли НДФЛ стоимость бесплатного питания работников?

2. Теряет ли право на применение ЕСХН вновь созданная организация, если она не получила доходов в первом налоговом периоде?

 

Судебное решение недели

ВАС РФ счел порядок применения новой формы 2-НДФЛ соответствующим закону  

 

 

Новости

 

1. Утверждена форма заявления о подтверждении полномочий плательщика взносов на издание СМИ

Приказ Роскомнадзора от 22.03.2011 N 191 "Об утверждении формы заявления на подтверждение полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации" 

Российские организации и индивидуальные предприниматели, которые производят, выпускают в свет (в эфир) или издают СМИ, вправе уплачивать взносы по пониженным тарифам - в 2011 г. это 26 процентов (п. 7 ч. 1, ч. 3.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чтобы применять льготные ставки, такие плательщики должны, в частности, подтвердить по правилам, установленным Правительством РФ, свои полномочия на издание СМИ. Напомним, что Правила подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150. Данный нормативный правовой акт был рассмотрен в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 23.03.2011.

Так, для подтверждения полномочий плательщик взносов представляет в Роскомнадзор заявление по специальной форме, копию свидетельства о регистрации СМИ и устав редакции СМИ (п. 6 Правил). 22 марта 2011 г. Приказом Роскомнадзора N 191 была утверждена форма этого заявления. В нем, в частности, нужно указать:

- наименование плательщика и его адрес;

- ОГРН;

- регистрационный номер в ПФР;

- ИНН;

- перечень всех СМИ, которые издает плательщик взносов. Необходимо также указать форму распространения, наименование СМИ, номер свидетельства о регистрации и дату регистрации, перечислить учредителей СМИ.

Данным заявлением плательщик взносов также подтверждает, что ни одно из указанных им СМИ не является рекламным или эротическим в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" и свидетельством о регистрации СМИ.

Напомним, что заявление и необходимые документы нужно представить в территориальный орган Роскомнадзора до 10-го числа последнего месяца отчетного периода, с которого плательщик взносов начинает применять пониженный тариф (п. 6, 11 Правил). А в случае перерегистрации СМИ или регистрации нового СМИ это необходимо сделать в течение трех рабочих дней с даты регистрации или перерегистрации (п. 11 Правил).

Следует отметить, что перейти на льготные ставки можно в течение года, а не только с начала расчетного периода. Официальные органы по подобному вопросу в отношении плательщиков взносов, издающих СМИ, разъяснений пока не давали. Однако на возможность такого перехода для IT-компаний ПФР указывал в Письме от 12.01.2011 N 30-22/52.

 

2. Порядок определения для целей НДС среднесписочной численности работников компаниями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов

Письмо ФНС России от 29.03.2011 N КЕ-4-3/4902@ "Об определении среднесписочной численности инвалидов" 

Для организаций, использующих труд инвалидов, право на освобождение от уплаты НДС при реализации произведенных товаров (работ, услуг) предусмотрено пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Воспользоваться льготой могут общественные организации инвалидов, среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80 процентов (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). А на основании абз. 3 указанной нормы освобождение могут применить компании, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Однако это возможно в случае, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этой компании составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. ФНС России разъяснила, каким документом налогоплательщик может подтвердить указанные величины.

Среднесписочную численность инвалидов можно подтвердить показателями любого из следующих документов:

- раздел 4 "Основания для применения пониженного тарифа" формы РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н). Указанная форма составляется ежеквартально и содержит информацию о среднесписочной численности всех работников организации и инвалидов, но эти сведения вносятся в Раздел 4 отдельно за каждый месяц. Для целей исчисления НДС налоговым периодом является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому организации необходимо сложить указанные в таблице 4.2 Раздела 4 сведения за три месяца отдельно по всем работникам (код строки 424) и по инвалидам (код строки 425) и рассчитать долю среднесписочной численности инвалидов за квартал;

- форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (утв. Приказом Росстата от 20.07.2010 N 256). Эта форма заполняется ежемесячно.

На сновании указанных документов можно произвести и расчет доли фонда оплаты труда.

Таким образом, организация, использующая труд инвалидов, может подтвердить льготу по НДС одной из двух вышеприведенных форм, приложив ее к бухгалтерской справке. При этом ФНС России обращает внимание, что округлять показатели нужно до сотых. Например, если доля среднесписочной численности инвалидов составит 49,99 процента, организация не вправе применять освобождение, предусмотренное азб. 3 подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку согласно этой норме такая величина должна быть не менее 50 процентов.

 

3. Учет расходов организациями с объектами обслуживающих производств и хозяйств

Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 03-03-06/1/203 

Организации, в состав которых входят объекты обслуживающих производств и хозяйств, определяют базу по налогу на прибыль в отношении деятельности таких объектов отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Такие правила установлены ст. 275.1 НК РФ. С 1 января 2011 г. действует новая редакция ч. 7 данной статьи. В ней указано, что налогоплательщики вправе учесть в расходах фактические затраты на содержание структурных подразделений по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. Данную норму можно применять при условии, что численность работников такого налогоплательщика составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как рассчитать указанное соотношение численности, если организация и объект обслуживающего производства и хозяйства находятся в разных населенных пунктах.

По мнению Министерства, для расчета необходимо определить общее количество работников организации с учетом всех филиалов и других обособленных подразделений. Полученное значение следует соотнести с численностью работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающего производства и хозяйства. Отметим следующее: финансовое ведомство уже указывало, что при расчете предельного размера численности учитывается именно общее количество работников в целом по организации, включая обособленные подразделения (см. Письмо от 31.03.2011 N 03-03-06/1/192).

 

4. Разъяснен порядок расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества

Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 03-03-06/1/201 

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны знать долю прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. Из этой величины рассчитываются суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ). Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как среднее арифметическое двух величин: удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) в этом же показателе в целом по организации и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения в соответствующем показателе по всей организации.

Минфин разъяснил, какие основные средства не участвуют в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества. В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

- находящиеся на консервации продолжительностью свыше трех месяцев;

- находящиеся на реконструкции или модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

В пункте 2 той же статьи перечислены объекты, которые амортизации не подлежат (например, земля, объекты природопользования и др.).

Основываясь на положениях гл. 25 НК РФ, финансовое ведомство пришло к следующему выводу. При расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества не учитывается остаточная стоимость объектов, исключенных из состава амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ, и основных средств, не относящихся к амортизируемому имуществу. Аналогичные разъяснения Минфин России давал в Письме от 14.03.2006 N 03-03-04/1/225.

Ранее финансовое ведомство отмечало, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. Поэтому, в частности, в Письмах от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633, от 10.03.2009 N 03-03-06/2/36, от 04.12.2008 N 03-03-06/1/672 говорится, что в указанный расчет не включается стоимость капвложений в арендованные объекты основных средств и нематериальных активов. 

 

 

Комментарии

 

1. Облагается ли НДФЛ стоимость бесплатного питания работников? 

Название документа:

Письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/4/26 

Комментарий:

Организация обратилась в Минфин России с просьбой разъяснить порядок обложения налогом на прибыль и НДФЛ стоимости бесплатного питания, предоставляемого работникам.

По мнению финансового ведомства, затраты на такое питание можно учесть в расходах, если его предоставление предусмотрено трудовыми или коллективным договорами. Данные затраты учитываются в составе расходов на оплату труда по ст. 255 НК РФ.

Далее Минфин России разъяснил, что стоимость бесплатного питания является доходом работников в натуральной форме и поэтому облагается НДФЛ (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). При этом налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости такого питания, что следует из п. 1 ст. 211 НК РФ. Официальные органы уже высказывали данную точку зрения (см. Письма Минфина России от 11.06.2010 N 03-04-06/6-118, от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167, ФНС России от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488).

Однако при начислении НДФЛ необходимо учитывать следующее. Есть судебные решения, согласно которым НДФЛ не нужно начислять, если невозможно определить размер дохода в натуральной форме, полученного каждым конкретным сотрудником организации (см. Постановления ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, от 20.08.2009 N Ф09-5950/09-С2, ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2009 N Ф03-2484/2009). Этот вывод следует из п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42. Несмотря на то, что в данном Информационном письме рассматривается практика применения Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", который уже утратил силу, суды применяют указанную рекомендацию при разрешении споров и сейчас, в условиях действующего законодательства. Например, невозможно персонифицировать доход физлица, когда для сотрудников организуется "шведский стол" (см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды). Если же бесплатное питание предоставляется порционно, то налоговый агент обязан вести учет доходов каждого конкретного работника, полученных в натуральном виде (п. 1 ст. 230 НК РФ). В этом случае удержать НДФЛ необходимо при выдаче заработной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, при предоставлении сотрудникам бесплатного питания работодатель обязан начислить НДФЛ, если возможно персонифицировать доход конкретного работника. Если же учет таких доходов в принципе нельзя осуществить на практике, то и налог начислять не нужно. Однако споров с инспекцией в этом случае не избежать. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

 

2. Теряет ли право на применение ЕСХН вновь созданная организация, если она не получила доходов в первом налоговом периоде? 

Название документа:

Письмо Минфина России от 16.03.2011 N 03-11-09/12 

Комментарий:

Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) вправе в пятидневный срок с даты постановки на учет подать в инспекцию заявление о переходе на уплату ЕСХН (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). В этом случае такая организация (предприниматель) в первом налоговом периоде считается плательщиком единого налога.

В гл. 26.1 НК РФ для применения ЕСХН установлен ряд условий. Нарушив их, налогоплательщик лишается права применять этот спецрежим и уплачивает налоги по общему режиму налогообложения. Одно из таких условий содержится в п. 2 ст. 346.2 НК РФ: доля дохода за налоговый период от реализации произведенной сельхозпродукции должна составлять в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

По мнению финансового ведомства, если вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) не получила в первом налоговом периоде дохода от реализации сельхозпродукции, то она утрачивает право на применение ЕСХН. Налогоплательщик в этом случае должен перерассчитать налоговые обязательства по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество и уплатить пени за несвоевременную уплату указанных налогов или авансовых платежей по ним (п. 4 ст. 346.2 НК РФ). Ранее Минфин России в Письме от 23.09.2010 N 03-11-06/1/23 разъяснял, что плательщик, который уплачивает ЕСХН, при отсутствии доходов от реализации произведенной сельхозпродукции за налоговый период признается утратившим право на применение данного спецрежима. Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (Письмо от 24.11.2010 N ШС-37-3/16198@), отмечая, что главными условиями, позволяющими применять ЕСХН, являются осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получение доходов от его реализации.

В то же время арбитражные суды с точкой зрения контролирующих органов не соглашаются. Суды принимают во внимание, что в первый налоговый период организация или предприниматель, заявившие о применении ЕСХН, создают необходимые условия для осуществления основного вида деятельности. Кроме того, в подготовительный период налогоплательщики, как правило, не осуществляют и иного вида деятельности, приносящего доход. Это обстоятельство суд также учитывает.

Суды указывают, что основанием для утраты права на применение ЕСХН служит нарушение 70-процентного ограничения, а отсутствие дохода от реализации сельхозпродукции таким основанием не является. Эти выводы содержатся в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2010 N Ф03-2288/2010 (Определением ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-11485/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 N А72-16139/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2009 N А32-11359/2008-46/168, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.10.2008 N А33-166/08-Ф02-4895/08. В Постановлении от 11.08.2010 N А49-11574/2009 ФАС Поволжского округа рассмотрел ситуацию, когда предприниматель, уплачивающий ЕСХН на протяжении нескольких налоговых периодов, по окончании очередного периода представил декларацию по ЕСХН, в которой доходная часть составляла 0 руб. Инспекция посчитала, что отсутствие дохода от реализации сельхозпродукции по итогам этого периода является основанием для возврата к общему режиму налогообложения. Однако суд отметил, что Налоговый кодекс РФ подобного основания не содержит.

Действительно, согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ утрата права на применение ЕСХН происходит из-за несоблюдения налогоплательщиком условий, установленных п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельхозтоваропроизводителями признаются лица, у которых доля дохода, полученного от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не меньше 70 процентов. Именно несоблюдение этого ограничения лишает права на применение ЕСХН. Однако если налогоплательщик не получил дохода ни от сельскохозяйственной деятельности, ни от иной приносящей доход деятельности, то рассчитать указанную долю дохода невозможно. Следовательно, формально в данном случае нарушения п. 2 ст. 346.2 НК РФ не происходит, а значит, налогоплательщик не утрачивает право на применение ЕСХН. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, если у вновь созданной организации (предпринимателя), перешедшей на уплату ЕСХН, по итогам первого налогового периода отсутствуют доходы как от реализации сельхозпродукции, так и от осуществления иной деятельности, она сохраняет право на применение указанного спецрежима. Инспекция, скорее всего, откажет налогоплательщику в применении ЕСХН и доначислит налоги по общей системе налогообложения и пени. Однако налогоплательщик вправе обратиться в суд и оспорить решение налогового органа. Арбитражные суды поддерживают право налогоплательщика на применение ЕСХН, даже если в налоговом периоде дохода он не получил. 

 

 

Судебное решение недели 

ВАС РФ счел порядок применения новой формы 2-НДФЛ соответствующим закону

Решение ВАС РФ от 30.03.2011 N ВАС-1782/11 

Организация обратилась в ВАС РФ с иском о признании частично недействующим Приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников". Истец счел, что некоторые положения данного Приказа нарушают права налогового агента по НДФЛ. В частности, компания оспаривала в суде следующие положения.

Согласно Приказу в справке по форме 2-НДФЛ необходимо указывать сведения о сумме налога, перечисленного в бюджет по каждому налогоплательщику. По мнению истца, такие сведения должны указываться в справке по организации в целом. Суд отклонил этот довод, указав, что п. 3 ст. 24, ст. 226, п. 1, 2 ст. 230 НК РФ упоминают как об исчислении и удержании, так и о перечислении в бюджет НДФЛ применительно к конкретному физлицу. Ссылка истца на п. 7 ст. 226 НК РФ также не позволила суду сделать вывод о том, что налог уплачивается единой суммой применительно к налоговому агенту в целом.

Истец также счел не соответствующим закону положение, в силу которого при выдаче справки 2-НДФЛ физлицу агент обязан указывать в ней сведения о перечисленной в бюджет сумме налога. ВАС РФ согласился с тем, что п. 3 ст. 230 НК РФ непосредственно не предусматривает такой обязанности. Однако в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ агент обязан указывать в справке, направляемой в инспекцию, сведения о перечисленной в бюджет сумме налога применительно к конкретному физлицу. Соответственно, выдача этому же физлицу справки с указанием этих же сведений не может рассматриваться как возложение на агента дополнительных обязанностей, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Организация оспаривала и предусмотренную Приказом обязанность налогового агента заполнить несколько справок (по количеству административно-территориальных образований, на территории которых находятся обособленные подразделения) в том случае, если физлицо получало доходы в нескольких обособленных подразделениях. Истец указал, что данные положения не позволяют агенту правильно применить налоговые вычеты, и он вынужден распределять по обособленным подразделениям налоговые вычеты и налоговую базу. Этот довод суд также отклонил, отметив, что оспариваемый Приказ не устанавливает для налогового агента такой обязанности. Как указал ВАС РФ, агент самостоятельно определяет порядок применения налоговых вычетов, но у него нет обязанности распределять примененные вычеты и налоговую базу с их учетом по всем обособленным подразделениям, в которых работает конкретное физлицо.

Ранее ВАС РФ в Решении от 22.06.2006 N 4221/06 признал недействующими аналогичные положения другого приказа ФНС России, и истец в рассматриваемом споре ссылался на данное Решение. Однако суд отметил, что оно было принято с учетом ранее действовавшей редакции ст. 230 НК РФ, которая на данный момент существенно изменена.