ООО "Небо"

Со второго полугодия 2021 года начинают действовать поправки в НК РФ, предусмотренные 371-м законом. Рассказываем, что поменяется для ИП и организаций, а также рассмотрим специфику выставления счетов-фактур в ЭДО.

С чего все началось?

Летом 2019 года в Правительстве озвучили идею масштабного эксперимента, связанного с импортными товарами. ФНС поручили разработать программное обеспечение для сбора, учета, хранения и обработки информации по всей зарубежной продукции, предназначенной для использования на территории РФ.

В Приложении к официальному документу приведен полный перечень подобных товаров, среди которых представлены бытовая техника, спецтранспорт, электроника, мебель, детские товары и многое другое. Сам эксперимент проходил с 1 июля по 31 декабря 2020 г. и был признан удачным.

Прослеживание реализовано исключительно на «бумажном» уровне, поэтому маркировать товары или как-то менять складские процедуры не потребуется.

Что изменится в Налоговом кодексе?

В соответствии с 371-м законом, юридические лица и ИП:

  1. При совершении любых операций с товарами, указанными в перечне, должны отправлять в ФНС отчеты о подобной деятельности, а также предоставлять документы с реквизитами прослеживаемости. Это требование прописано в п 1. ст.1 закона.

  2. При продаже прослеживаемой продукции обязаны оформлять счета-фактуры (в т.ч. корректировочные) только в электронном виде. Для этого заранее нужно будет заключить договор с любым из лицензированных операторов ЭДО: список рекомендованных операторов представлен на официальном сайте ФНС.

Счет-фактуру не обязательно оформлять в электронном виде, если:

  • товары приобретаются для личных нужд, не связанными с коммерческими операциями (к примеру, холодильник или стиральная машина для дома);

  • в качестве покупателя выступают физические лица со статусом «самозанятый»;

  • речь идет об экспорте и реэкспорте товара;

  • продукцию планируется отправить в одну из стран, входящих в ЕАЭС.

Изменения вступят в силу уже с 1 июля этого года.

Как поменялись правила оформления счета-фактуры?

Эксперимент законодатели признали удачным, поэтому с этого года планируется постепенный переход документооборота в электронный формат. В качестве первого шага выступят счета-фактуры. Для этого даже изменили привычную форму документа, добавив новые реквизиты, обязательные для заполнения (полный перечень содержится в пп. 5-6 ст. 169 НК РФ):

  • регистрационные номера партии товара и таможенной декларации;

  • единица измерения товара;

  • количество товара в указанных ранее единицах измерения (килограммы, коробки, штуки и пр.).

Сейчас счета-фактуры можно не оформлять, если в качестве покупателя выступают лица, не являющиеся плательщиками НДС (по письменному согласию сторон). С 1 июля 2021 года для прослеживаемых товаров такая возможность будет недоступна: документы нужно будет оформлять в обязательном порядке.

Актуальная форма документа приводится в Приложении №1 1137-го Постановления Правительства. В ФНС разъяснили, что при необходимости дополнительные реквизиты можно указывать либо над таблицей, либо сразу после подписей ответственных лиц (руководителя и главного бухгалтера). Если нужно, то изменения можно делать и в самой таблице – добавлять строки и столбцы в конце, не нарушая начальное расположение граф.

Заполнять документы можно от руки, на компьютере или совмещать оба варианта. При отправке счета-фактуры необходимо заверить электронную копию с помощью квалифицированной ЭЦП.

Общие правила заполнения счета-фактуры

Если речь идет о реализации товаров, нужно:

  1. Заполнить поля с номером и датой документа.

  2. Внести данные о продавце и покупателе, а также указать отправителя и получателя груза.

  3. Обязательными для заполнения считаются поля об оплате и валюте: цена и стоимость товара, сумма акциза (если есть) и налоговая ставка.

  4. Внести реквизиты договора или госконтракта, если операции совершаются в соответствии с госзаказом.

  5. В таблицу вносится все актуальные сведения о товаре. Если предоплаты в денежной форме не было (например, аванс был получен в натуральной форме), в строке 5 нужно поставить прочерк.

  6. В таблице графы с 10 по 11 актуальны только для товаров иностранного происхождения.

Если речь идет о работах или услугах, то:

  1. В первой части (до таблицы) заполняются все строки, кроме 3 и 4 (они касаются отправителя и получателя груза).

  2. В таблице прочерк ставят в графах 10-11, а в графы 2-4 сведения вносятся только в том случае, если услуги или работы можно изменить в каких-либо единицах.

Под таблицей располагаются поля для подписей ответственных лиц. Для юридических лиц это руководитель и главный бухгалтер, либо уполномоченные лица. ИП сам подписывает документ, указывая помимо Ф.И.О. (расшифровка подписи) и реквизиты регистрационного свидетельства.

Эксперты прогнозируют, что введение системы прослеживаемости товаров, а также новые правила оформления счетов-фактур значительно увеличат документооборот организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако в масштабах государства эти изменения являются первым шагом к полноценному переходу на ЭДО и отказу от привычных бумажных носителей. По задумке законодателей электронный формат обмена документами будет сквозным и прозрачным, что положительно скажется на собираемости налогов.