Добросовестным налогоплательщиком считается налогоплательщик, который имеет хорошую репутацию у налоговых органов в отношении исполнения им обязанностей, которые предусмотрены НК РФ.
Добросовестным налогоплательщиком считается тот, кто:
в целях снижения суммы уплачиваемых налогов использует только законно установленные способы;
вовремя и в полном объеме уплачивает налоговые платежи;
сдает в срок всю необходимую отчетность;
своевременно и полно отвечает на запросы налоговых органов;
беспрепятственно предоставляет доступ к информации, необходимой для налогового контроля.
Обязанность по сбору доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды, ложится на ИФНС (п. 6 ст. 108 НК РФ).
Подход в каждом конкретном случае должен быть индивидуальным.
При этом источники данных, которые могут использоваться могут быть самыми разными, но полученные факты должны быть убедительными (письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250).
Отметим, что сбор доказательств получения компаниями необоснованной налоговой выгоды проводится налоговыми органами успешно и эффективно.
В качестве доказательств получения компаниями необоснованной налоговой выгоды принимаются следующие факты:
несоответствие данных, относящихся к исполнителю, в отгрузочных документах перевозчика и путевых листах;
отсутствие отчетов по оказанным консультационным услугам;
затруднения при объяснении смысла и обстоятельств сделки;
свидетельские показания работников, подтверждающих фиктивность их оформления на работу в контролируемую фирму;
отсутствие имущества и работников по месту регистрации филиала;
отсутствие реальной деятельности контрагента (непредставление отчетности, неуплата налогов);
ликвидация или реорганизация контрагента сразу после сомнительной сделки;
наличие в цепочке контрагентов лиц, в реальности не осуществляющих деятельность (отсутствие движения денежных средств по счетам или их неперечисление на оплату обычных для функционирующего лица расходов);
исключение из ЕГРЮЛ на момент совершения сделки;
дисквалификация, смерть или лишение свободы на момент совершения сделки лица, которым подписан документ;
отсутствие необходимого для выполнения работ имущества, персонала и договоров с третьими лицами;
обнаружение у налогоплательщика печати и учредительных документов контрагента;
наличие в договоре условия о согласовании генподрядчиком с налогоплательщиком выбираемых для исполнения работ субподрядчиков.
В последнее время одним из наиболее часто употребляемых налоговыми органами терминов стал «проблемный» поставщик или его аналог «фирма-однодневка».
Объясняется это тем, что налоговики, на практике успешно доказывают так называемую недобросовестность поставщиков, и связанные с этим неправомерное получение вычетов по НДС и включение затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у организации, проводящей операции с проблемным контрагентом.
При этом, налоговые органы для доказательства «проблемности» контрагента используют определение фирмы-«однодневки» (что является составной частью недобросовестности) и ряд ее признаков.
Так «однодневкой» считается юридическое лицо, которое создается под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило на квартал.
Эти фирмы не имеют целью вести какую-либо реальную деятельность, не представляют отчетность или представляют «нулевую» отчетность налоговым органам.
Признаками «однодневки» считается регистрация компании «массовыми» заявителями, по «массовому» адресу, с «массовым» директором и (или) учредителем.
Причем «массовым» считается такой адрес, руководитель, учредитель или заявитель, который указывается в регистрационных данных десяти и более компаний.
Исходя из сложившейся арбитражной практики можно выделить еще критерии, на которые ссылаются налоговые органы, доказывая «проблемность» контрагента:
минимальный размер уставного капитала, который формируется имуществом, вносимым учредителем;
государственная регистрация осуществляется по недействительным или утерянным паспортам;
постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;
отчетность в налоговые органы не представляется;
отсутствует штат сотрудников, способный выполнять работы (услуги), оказываемые организацией;
учредитель, руководитель и главный бухгалтер – одно и то же лицо;
отсутствует имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности;
систематически на постоянной основе компания предъявляет к возмещению НДС при несоразмерно минимальных суммах декларируемой выручки.
Учитывая ситуацию, складывающуюся в отношении возможных претензий к осмотрительности и добросовестности, налогоплательщику, начинающему работать с новым контрагентом, есть смысл предпринять ряд следующих действий:
· проверить контрагента (в том числе проверить «массовость» адреса контрагента) на сайте ФНС РФ (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).
Результат запроса следует распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту (досье на контрагента);
· запросить у контрагента пакет документов, подтверждающих легитимность его существования (копии свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН, устава) и полномочия лиц, подписывающих документы (см. письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177);
· найти информацию о контрагенте в СМИ, интернете (реклама, сайт). ;
Первоначальным источником информации о контрагенте могут служить:
рекламно-информационные материалы,
публикации в средствах массовой информации,
сайт компании и прочее.
Если первоначальным источником информации об организации являлись элементы внешней атрибутики потенциальных фирм-партнеров: визитные карточки, буклеты, проспекты, адреса сайтов, то такие источники целесообразно подшить в досье с целью поверки и подтверждения реальности указанных контактов и деятельности организации;
· собрать подтверждения реальности деятельности контрагента в виде копий сдаваемой отчетности и выписок по счетам (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 № А40-69230/12-90-374).
Кроме этого следует получить информацию о статусе организации-контрагента, ее регистрации в налоговом органе, выявления информации о нахождении в процессе ликвидации или факте исключения из ЕГРЮЛ.
Результат проверки необходимо распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту.
Отметим, что подобная информация принимается судами как подтверждение должной осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
Кроме этого, подобную информацию по контрагенту с такой же целью может запросить у Организации ИФНС в ходе проведения выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621).
Надо получить от каждого нового контрагента пакет учредительных и регистрационных документов (например):
свидетельство о государственной регистрации (свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ),
свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН),
устав (обязательны обложка, листы, содержащие сведения о наименовании организации, учредителях, уставном капитале и распределении долей, порядке избрания, сроке и перечне полномочий руководителя организации);
протокол (решения) об избрании (назначении) руководителя организации или выписки из него;
выписка из ЕГРЮЛ.
Указанные документы целесообразно получить в виде заверенных контрагентом копий, за исключением выписки из ЕГРЮЛ, которую необходимо получить в виде оригинала.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.