Пленум ВС унифицировал подход к уголовным делам о нарушениях норм охраны труда, отменив обзор судебной практики советских времен.

Пленум ВС принял постановление от 29.11.2018 № 41 о судебной практике по уголовным делам, в частности, по нарушениям требований охраны труда. Разъяснения, включённые в документ, касаются применения статей 143 (нарушение требований охраны труда), 216 (нарушение правил безопасности в строительстве) и 217 (нарушения на опасных объектах) УК. 

Исходя из норм статьи 143 УК, как отмечает ВС, потерпевшими по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда могут быть не только штатные работники организации, но и лица, с которыми не заключены трудовые договоры, но которые приступили к работе с ведома или по поручению работодателя (например, ученики). Если потерпевших несколько, нарушение квалифицируется как одно преступление. 

В число субъектов преступления могут входить руководители высшего звена и структурных подразделений, специалисты по охране труда, представители специализированных организаций по охране труда и отдельные лица, которым поручено обеспечивать соблюдение требований охраны труда по гражданско-правовым договорам. В постановлении отдельно отмечается, что заказчик работ, в ходе выполнения которых возникло происшествие, в общем случае субъектом преступления не является.

Устанавливая связь между нарушением и последствиями, судам следует выяснить и роль пострадавшего. Если несчастный случай является следствием небрежности самого пострадавшего, то суд должен решить вопрос о вынесении оправдательного приговора; если же вина обоюдная, это следует учитывать при назначении наказания. При наличии нескольких подсудимых, как отмечает ВС, ответственность несёт каждый из них — при условии доказанной связи его действий/бездействия с наступившими последствиями.

В постановлении ВС уделяет отдельное внимание разграничению преступлений между статьями 143 и 216/217 УК: судам необходимо учитывать, при производстве каких именно работ нарушены требования охраны труда или правила безопасности. Если речь идёт о строительстве либо опасных объектах (закон № 116-ФЗ о промбезопасности опасных объектов), должны применяться нормы, соответственно, статей 216 и 217 УК. 

Пленум вменил судам в обязанность отражать в решениях, в том числе, связь между нарушением и последствиями, а также конкретные пункты нормативных актов, которые были нарушены (это способствует принятию "мер по устранению выявленных недостатков и организации безопасных условий труда"). При этом суды могут ссылаться и на положения локальных актов, если они не противоречат федеральному законодательству.

Все документы о подобной судебной практике, утратившие силу с принятием постановления № 41, датированы прошлым веком; самый "бывалый" из них — постановление пленума ВС СССР от 5 декабря 1986 года N 16.