Крупнейшие российские компании в 2017 году увеличили расходы на советы директоров (СД). Составы руководящих органов немного «повзрослели» по сравнению с прошлыми периодами, однако остаются самыми молодыми в Европе. При этом их постепенно покидают экспаты при одновременном увеличении количества директоров-женщин.
Международная консалтинговая компания Spencer Stuart представила новый обзор «Российский индекс советов директоров-2017», отражающий динамику изменений в корпоративном управлении российских компаний. Базой исследования стали результаты опроса 43 российских эмитента, входящих в список «Эксперт-400», по которым была зарегистрирована крупнейшая рыночная капитализация на конец мая 2017 года по индексу РТС.
За прошедший год составы СД расширились как по числу, так и по разнообразию категорий членов, свидетельствуют данные обзора. К настоящему времени среднее количество директоров в российских компаниях составляет 10,4 человека (в 2016 году — 10,1 человека), причем двое из них (18,8%) — «новички», назначенные в течение последнего финансового года. Выросла и доля женщин в руководстве компаний. В 2017 году она достигла 8%, тогда как год назад составляла 7,2%. Однако этот показатель остается одним из самых низких в Европе. Так, в Норвегии женщины в среднем занимают почти половину СД (45,4%), во Франции их доля достигла 42%, в Швеции — превысила 38%.
При этом российские советы директоров в среднем значительно «моложе», чем на Западе. Так, средний возраст директора российской компании составил в 2017 году 54,3 года. Это чуть больше, чем в прошлом году (53,3 года), однако в США, Швейцарии, Германии, Нидерландах и Испании средний возраст состава СД превышает 60 лет. «Это естественный показатель в экономике, чей возраст составляет всего 25 лет,— считает директор российского офиса Spencer Stuart Ярослав Глазунов.— В Европе и США специалисты, как правило, проходят не менее чем сорокалетнюю практику, причем не менее 20 лет — на высших руководящих должностях». Они заканчивают карьеру в должности СЕО и, выходя на пенсию, идут в советы директоров. «Мы придем к этому не ранее чем через 10-15 лет»,— оценивает господин Глазунов.
Опережая рост количественного состава, росли и расходы на СД — на 13,6% по сравнению с прошлым годом. Средний размер вознаграждения за выполняемые функции в СД независимых и неисполнительных директоров составил 7,85 млн руб.(€106 тыс.), а с учетом дополнительного вознаграждения за членство в комитетах — 10,53 млн руб. (€142 тыс.). Это значительно выше, чем в среднем по Европе. Только члены СД в Швейцарии получают больше — €270 тыс. В Испании среднее вознаграждение неисполнительных и независимых директоров в 2017 году чуть более €130 тыс., в Великобритании — €107 тыс., в Нидерландах — €94 тыс.
Еще один интересный тренд уходящего года — сокращение числа иностранцев в руководящих органах российских компаний. Доля экспатов снизилась с 28,2% в прошлом году до 22,8% в 2017 году. В 13 компаниях (30,2%) вообще нет иностранцев в составе совета директоров. «Сокращение числа иностранцев в советах может иметь двойственную причину. С одной стороны, после 2014 года доходы директоров в долларовом выражении сократились почти вдвое из-за резкого снижения курса рубля. И это могло стать причиной уменьшения их заинтересованности в работе в России,— рассуждает директор по корпоративному управлению Deloitte Олег Швырков.— С другой стороны, этот же фактор мог повлиять на снижение заинтересованности самих компаний в привлечении таких специалистов — из соображений экономии». Кроме того, отмечает господин Швырков, косвенным фактором могло послужить общее изменение восприятия России в 2014 году, снизившее привлекательность работы в российских советах директоров в глазах иностранных специалистов.
Тем не менее общее состояние корпоративного управления в крупнейших российских компаниях улучшается с каждым годом. «Об этом свидетельствуют прежде всего данные по оценке эффективности работы СД»,— отмечает господин Глазунов. Российский кодекс корпоративного управления рекомендует проводить оценку эффективности СД с привлечением сторонней организации не реже одного раза в три года. Помимо этого им надлежит ежегодно проходить внутреннюю и внешнюю оценку эффективности. «В нашей выборке стран 30% компаний либо не проводили оценку эффективности в 2016 году, либо не раскрывали информацию о ней»,— указано в обзоре. В России же в 2016 году 19% компаний провели оценку эффективности советов директоров с помощью сторонних организаций. Это самый высокий показатель за все три года. В 2015 году таких компаний было 11%, в 2014 году — всего 6%.