Граждане продемонстрировали максимальную за последние несколько лет активность в переводе пенсионных накоплений. Общее число заявлений на перевод средств к середине года уже перевалило за 4 млн. Для того чтобы итоги года также оказались рекордными, фондам предстоит найти замену основному каналу подачи заявлений — через удостоверяющие центры,— заблокированному в конце июня после проверки Счетной палаты.

Промежуточные итоги приема заявлений на перевод пенсионных накоплений по запросу “Ъ” представили в Пенсионном фонде России (ПФР, администрирует систему ОПС). По состоянию на 1 июля в ПФР поступило 4,38 млн заявлений — втрое больше, чем за сопоставимый период 2016 года (1,43 млн). В таких же пропорциях выросли и заявки на перетоки по двум основным каналам: из ПФР в НПФ желают перейти 2,5 млн человек (738 тыс. в первом полугодии 2016 года), сменить НПФ на другой НПФ хотят 1,84 млн человек (651,8 тыс.). При этом трафик из НПФ в ПФР и по смене управляющих компаний, как и в другие годы, невелик и в общем объеме не превышает 1%.

Число переходов во второй половине года традиционно увеличивается, однако в этом году НПФ будет непросто обеспечить этот рост. С конца июня ПФР прекратил прием заявлений через основной дистанционный канал — удостоверяющие центры (УЦ; см. “Ъ” от 28 июня). Как ранее подсчитала Счетная палата, с использованием удостоверяющих центров в 2016 году в ПФР было подано более 87% заявлений на перевод накоплений, при этом проверка СП выявила «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц». Возобновится ли прием заявлений по этому каналу, пока неизвестно. «Сейчас главное — установить, в каких УЦ происходило использование электронной подписи гражданина без его ведома,— подчеркивает президент Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов.— Именно это позволило некоторым фондам как блокировать смену застрахованными лицами НПФ, так и переводить к себе счета граждан без их согласия». «Учитывая массовые неправомерные переходы при использовании электронной подписи по итогам переходной кампании 2016 года, возврат к ЭЦП возможен только после устранения причин выявленных нарушений»,— считает гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. Проверку по выявленным фактам фальсификаций проводят правоохранительные органы.

В ближайшее время НПФ предстоит отработать максимально комфортный для клиентов вариант перевода накоплений. «Клиенту удобно подавать заявление в электронном виде, без дополнительного визита в ПФР или МФЦ»,— отмечает гендиректор НПФ «Согласие» Александр Вьюницкий. «Рынок быстро найдет технологичное решение. Например, прямо в отделении банка, выступающего агентом НПФ, будут создавать ЭЦП, и клиент будет через портал госуслуг оформлять заявление на перевод накоплений»,— считает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Такое решение среди прочего позволит и серьезно сократить число отказов на перевод накоплений, например, из-за ошибок в оформлении документов (по итогам кампании 2016 года ПФР одобрил лишь 6,5 млн заявлений из 12 млн поданных).

На отработку новой технологии уйдет около трех месяцев. «В четвертом квартале мы вновь увидим взрывной рост продаж, а итоговые результаты будут сопоставимы с кампанией 2016 года»,— говорит господин Митрофанов. Каждый месяц приостановки подачи заявлений через УЦ будет стоить рынку 1 млн переходов, оценивает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Однако если прием заявлений по этому каналу возобновят в сентябре-октябре, рынок отыграет эту просадку»,— прогнозирует он. По итогам прошлогодней кампании «молчуны» пополнили активы НПФ более чем на 230 млрд руб.