В письме № 15-2/ООГ-4698 от 26.12.2016 Минтруд напомнил, что в большинстве случаев профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. Однако если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными актами (остановлениями, распоряжениями, приказами) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Кроме того, если выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 ТК наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах. Если эти наименования содержатся и в квалификационных справочниках, и в профстандартах, то работодатель в общем случае самостоятельно определяет, какой нормативный акт использует.

Работодатель вправе назначить на должность специалиста по охране труда работника, имеющего соответствующую подготовку, или работника, имеющего опыт работы в области охраны труда. Работодатели вправе с 1 июля 2016 года применять профстандарт "Специалист в области охраны труда". Им установлено, что при наличии непрофильного высшего/среднего образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области охраны труда (профессиональная переподготовка по направлению "Техносферная безопасность"). Минтруд привел также и другие требования, установленные профстандартом.

Также ведомство коснулось и ряда других вопросов. Например, о дополнительной нагрузке на работников: в каждом конкретном случае работодатель издает приказ о поручении работнику дополнительной работы. В приказе указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, содержание этой работы, а также объем дополнительно выполняемых работ. Такой приказ будет законным, если работник дает письменное согласие на выполнение дополнительных работ.

Кроме того, Минтруд указал, что согласование численности службы охраны труда с госинспекцией труда действующим законодательством не установлено.

Специалист по охране труда в своей деятельности не несет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности согласно КоАП.