Дистанционно работающие сотрудники есть в каждой пятой организации, еще 10% планируют в ближайшее время перевести часть штата на такой режим работы. Об этом свидетельствуют результаты опроса предпринимателей, проведенного Аналитическим центром НАФИ.

Опросив 500 руководящих сотрудников малого, среднего и крупного бизнеса в восьми федеральных округах России, исследователи выяснили, что 22% предприятий имеют в штате сотрудников, полностью или частично работающих дистанционно. Чем «моложе» организация, тем чаще ее руководители сообщают о наличии такой занятости в компании (8% среди образованных до 1990 года предприятиях против 24% в основанных в 2000-е годы).

В большинстве случаев (61%) удаленно работают не более 10% штата, в каждой десятой организации таковых 11-20%, от 20% до 90% дистанционно занятых сотрудников – в 23% компаний, и в 6%  предприятий почти весь персонал работает удаленно.

Каждый десятый опрошенный руководитель сообщил о наличии планов перевода части или всех сотрудников на дистанционный режим работы в ближайшие три года (9%), и это чаще отмечают представители организаций, образованных в 2000-е годы (11% против 4% компаний, основанных до 1990 года). В основном такой удаленный режим предполагается ввести не более, чем для 10% персонала.

Среди тех, кто собирается вводить такой режим работы на предприятии, половина планируют это сделать в следующем году – 49%, каждый пятый – до конца текущего года (21%) и столько же (19%) – до конца 2020 года.

Те, кто не имеет подобных планов, объясняют это, в первую очередь, спецификой работы предприятия, не позволяющей ввести дистанционный режим (60%), а также отсутствием необходимости (20%). Еще 5% отметили, что при удаленной занятости персонала сложно контролировать рабочий процесс.

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ назвала три причины. по которым с каждым годом растет доля компаний, предпочитающих переводить своих сотрудников на удаленный формат работы, хотя бы частично. Во-первых, предприятие экономит средства на создании рабочего места.  Во-вторых, работодатель экономит на стоимости трудовых ресурсов, ведь удаленно могут работать люди из сельских регионов, студенты, молодые мамы и прочие. В-третьих, сам сотрудник получает бонусы в виде снижения затрат на проезд, одежду и питание.

«Тем не менее, несмотря на очевидные плюсы, такой формат работы выступает скрытой формой прекаризации сотрудника (ситуация, при которой человек выключен из рабочего процесса, и, что крайне важно, из неформального общения). При таком режиме работы ярко выражена информационная ассиметрия, не позволяющая развиваться в профессиональном и карьерном плане. Кроме того, у работодателя нет возможности контролировать условия труда и соблюдение техники безопасности», - считает г-жа Стасевич.

Год назад аналогичный опрос, посвященный перспективам удаленной работы в России, провели специалисты исследовательской компании J’son & Partners Consulting. Они выяснили, что число сотрудников, удаленно работающих в России, к концу 2014 году составило около 2,53 млн. человек, однако в ближайшие пять лет эта цифра может вырасти в разы, и к 2020 году уже 20% рабочих мест в стране будут дистанционными, Анализ собранных данных показал, что работа вне офиса все реже воспринимается как вынужденная мера и постепенно становится новой тенденцией современного бизнеса.

«Дистанционная занятость – глобальный тренд на рынке труда. Те компании, которые в своей системе управления внедрят гибкое рабочее расписание с возможностью работать из дома или любого другого удобного места хотя бы время от времени, сильно выиграют в привлечении и удержании высококлассных специалистов», – прокомментировала результаты исследования генеральный директор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова.