С начала кризиса российские компании не утратили потребность в независимых директорах: в прошлом году в 159 компаниях их насчитывалось 349, а в нынешнем в 156 компаниях — 343 человека. Зато баланс между иностранцами и россиянами в среде независимых за год в корне изменился: если в 2008 г. соотношение иностранцев и россиян было 56% к 44%, то в нынешнем — 43% к 57% соответственно, отмечают специалисты Ассоциации независимых директоров (АНД) в своем традиционном ежегодном исследовании «Портрет независимого директора — 2009». Как и в прошлом году, на основании открытых данных ими был проанализирован состав и функции советов директоров (СД) крупнейших отечественных компаний. Ранее управляющий директор АНД Александр Филатов отмечал прямо противоположную тенденцию: владельцы российских компаний чаще предпочитали приглашать иностранцев.

Судя по результатам исследования, практически не сократив численность независимых членов СД, компании урезали их функции: если в прошлом году 349 директоров занимали 430 функциональных должностей, то в этом — 343 директора занимают 409 должностей. В среднем же в совет директоров компании входит девять независимых членов.

Как и годом ранее, среди независимых директоров больше всего профессионалов в сфере экономики, финансов и аудита (39%). Чуть меньше — приглашенные гендиректора других компаний (37,3%). Третье место по популярности занимают отраслевые специалисты — 10,2%. Ученые и политики — 9,3%. Юристы — 4,1%.

Традиционно в советах директоров мало женщин: если в прошлом году их было 6%, то в нынешнем — 5,5%. Серьезных перемен не произошло и по возрастным характеристикам независимых: большинство из них (58%, как и годом ранее) старше 50 лет, почти не изменилась доля «сорокалетних» (23,6% в нынешнем году и 23% — в прошлом). Незначительно выросло число «тридцатилетних» — с 16% до 17,2%. Зато за год вдвое снизилась доля тех, кому менее 30 лет, — с 3% до 1,2%.

На Западе, по наблюдениям Шехтермана из RosExpert, независимыми директорами становятся действительно опытные люди с багажом личных достижений. Большинству из них больше пятидесяти. На нашем молодом рынке опытные бизнесмены сами едва дотягивают до этой возрастной планки: им в основном по 40-45 лет. Так что снижение процента очень молодых независимых директоров, которым до 30 лет скорее справедливая коррекция, чем тренд. Просто бизнес становится более зрелыми.