Страх перед увольнением не заставил большинство россиян вовремя приходить на работу, отказаться от перекуров и сплетен с коллегами и использования казенного Интернета для скачивания фильмов и музыки. Лишь немногие из "белых воротничков" стали более сознательными из-за кризиса.

Если работодатели надеялись, что кризис и пришедший вместе с ним страх оказаться на улице заставит работников стать более пунктуальными и перестать быть разгильдяями, они сильно ошибались. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного рекрутинговой компанией HeadHunter на своем сайте, в котором участвовало более 1600 респондентов.

Большинство офисных работников не перестали опаздывать и не прекратили проводить рабочее время в социальных сетях. 75% опрошенных признались, что пунктуальность не стала их кредо даже в кризис. И только 25% "белых воротничков" стали вовремя приходить, уходить с работы и выполнять задания работодателя к дедлайну. Причем большинство из них лишь стали вовремя приходить на работу, но не изменили своим привычкам в течение рабочего дня.

Совсем немногие (17%) пришли в кризисной ситуации к той мысли, что рабочее время и "средства производства" принадлежат работодателю, а значит, не должны использоваться в личных целях. Оставшиеся же 83% не перестали тратить рабочее время в личных целях.

Впрочем, даже сознательные работники без фанатизма ограничивают себя в бесцельном времяпрепровождении. Большинство из них (35,5%) ограничило себя лишь во времени, которое тратилось на дружескую болтовню с коллегами. Более реальную "жертву" - отказ от посещения развлекательных ресурсов принесли во имя сохранения работы менее 29% из числа сотрудников. Чуть меньшая доля (27%) перестала отвлекаться на перекуры.

Но даже риск увольнения не смог заставить офисных работников отказаться от использования казенного Интернета для скачивания фильмов и музыки.

Чем выше статус сотрудника в корпоративной оргструктуре, тем меньшее влияние оказал кризис на его пунктуальность. При этом руководители компаний сократили использование рабочего времени в личных целях в гораздо большей степени, нежели их подчиненные.

Рядовые сотрудники вынуждены более демонстративно доказывать свою эффективность, в том числе за счет своевременного появления на работе и выполнения поручений, тогда как сократившиеся доходы не способствуют отказу от "халявы". Принцип "время-деньги" гораздо более важен для владельцев собственного бизнеса, нежели для наемных топ-менеджеров. Как показал опрос, почти треть индивидуальных предпринимателей стала более пунктуальна с началом кризиса.

Так что страсть к "халяве" и разгильдяйство не способны вытравить из русской души никакие, даже самые глобальные мировые финансовые кризисы.