Трудоустройство сегодня, когда рынок "перегрет" вакансиями, что прогулка по минному полю: никогда не угадаешь, от чего "взорвется" работодатель: может, цвет галстука не тот, а может, строка в резюме насторожила. В Рунете масса таких примеров. Жесткость, которую демонстрируют сейчас некоторые работодатели в отношении кандидатов, настораживает, а порою заставляет задуматься о законности их действий.
Кадровик может задерживаться на собеседование (им же назначенное) на час, а то и больше. По свидетельству интернет-ресурса "Тайный соискатель", самое длительное время ожидания зафиксировано при попытке устройства на работу в компанию "Панавто". Кандидату на должность администратора салона пришлось ждать встречи 2,5 часа.
Во время собеседования специалисты по персоналу нередко ведут себя агрессивно, объясняя это необходимостью выявить у претендента такие качества, как стрессоустойчивость. Из интернет-откровений можно узнать, что бывает и такое: на кандидата "нечаянно" проливают кофе, кричат на него, оскорбляют и задают вопросы интимного характера.
Первый шаг при обращении в рекрутинговое агентство - заполнение специальных анкет, дотошность и бестактность которых не может не удивлять. В анкете одной клининговой компании есть вопросы о наличии справки из нарко- и психдиспансеров и об отсутствии судимостей.
В некоторых туристических агентствах обязательно трехнедельное обучение перед собеседованием, причем платное - 500 рублей.
Одному из кандидатов на позицию агента в страховую компанию на вопрос о наличии соцпакета ответили: "Бизнес устроен таким образом, чтобы наши сотрудники имели хороший доход. Они самостоятельно формируют необходимый для себя пакет услуг".
По мнению ведущего специалиста Центра подготовки бизнес-тренеров "Тренер ПРОФИ" Валерии Долгих, сегодня многие соискатели представляют своего будущего руководителя чуть ли ни отцом родным. Чем не традиционный образ барина - самодура или заступника? Такой взгляд на руководителя выдает в соискателе человека инфантильного. "Но сегодня компании нуждаются в новых подчиненных, - убеждена Долгих, - не слепо выполняющих приказы, а прикладывающих максимум усилий для развития компании". И такие примеры, кстати, тоже не редкость.
"Один из наших кандидатов работал в Нижнем Новгороде системным администратором, - рассказала "РБГ" ведущий консультант рекрутинговой компании Antal Russia Анастасия Кишкурно. - Он постоянно приходил к руководству с предложениями новых проектов. Но начальник только разводил руками: мол, нет IT-директора в компании, кто же будет отвечать за такие грандиозные начинания? Тогда молодой человек начал искать другую компанию, куда вскоре и перешел. А через несколько месяцев бывший работодатель предложил ему ту самую позицию IT-директора и возможность реализации всех задуманных им проектов".
По словам специалиста по поиску и подбору персонала холдинга "Империя кадров" Елены Брыкиной, "если раньше при устройстве на работу даже у начинающего специалиста всегда был выбор, то сейчас возможность выбора исчезает вовсе. Стремясь минимизировать расходы, компании нанимают новых сотрудников, пытаясь совместить на одной позиции функционал нескольких должностей. Подчас секретарь становится и кадровиком, и менеджером по персоналу, и курьером, и бухгалтером. При этом работодатель вовсе не спешит достойно оплачивать труд такого "человека-оркестра".
- Справка
У профессиональных кадровиков есть один старый, проверенный рецепт формулировки отказа соискателю. Он называется "суперквалификация". Неугодному кандидату говорят: "Увы, мы для вас слишком, слишком плохи. Ваши профессиональные навыки избыточны для нашей позиции".