В условиях кризисного спада экономической активности в 2009 году можно выделить три ключевые группы специалистов с высшим образованием, которые с высокой вероятностью будут затронуты кризисом.
Это высокооплачиваемые экономисты, менеджеры и юристы высокой квалификации, работавшие в финансовых компаниях, в центральных офисах крупных корпораций, а также занятые в секторе интеллектуальных услуг (небольшие фирмы, специализирующиеся в консалтинге, аудите, маркетинге и проч.). «Образовательный апгрейд» таких работников может частично идти за их собственный счет (или же они могут взять кредиты на образование).
Вторая группа — инженеры, технологи, специалисты в области информационных технологий, полностью или частично высвобождаемые предприятиями в рамках «сжимания затрат». Предприятия во многих случаях не заинтересованы расставаться с такими работниками. Можно договариваться с предприятиями о полном или частичном покрытии ими издержек дополнительного обучения.
Третья группа — работники с дипломом, но без значительных профессиональных компетенций (точнее, с практически накопленными на рабочих местах компетенциями, которые часто вовсе не соответствуют специальности по диплому). Им может и должна быть предложена переподготовка, которая существенно повысит их шансы на будущем рынке труда.
- Белые воротнички
1. Полное высвобождение до 25% белых воротничков в крупнейших городах в результате сокращения издержек финансовыми компаниями и предприятиями сферы интеллектуальных услуг (консалтинг, маркетинг, аудит, реклама). До половины этих работников имеют определенные сбережения и связи, позволяющие им прожить без работы до полугода. По сравнению с кризисом 1998 г. можно предвидеть, что доля работников, способных выжидать в поиске приемлемой для них работы и самостоятельно инвестировать в свою переподготовку в 2009-2010 гг., окажется меньше (в первую очередь в результате большого объема взятых потребительских и ипотечных кредитов). Напротив, можно предположить, что до 20-25% от числа высвобожденных уже через месяц окажутся в состоянии личного дефолта.
При этом экономика мегаполисов может предложить таким работникам весьма ограниченное число аналогичных по содержанию труда рабочих мест, и в основном — в бюджетном секторе, где заработная плата будет в 2-3 раза ниже.
Особенность белых воротничков — низкая вертикальная мобильность. Специалист с очень большой вероятностью не согласится не только зарегистрироваться в качестве безработного, но и пойти на работу, которая символизирует резкое понижение его социального статуса. Ведь это фактически перечеркнет его CV в условиях будущего роста (на который все надеются). В первую очередь это относится к жителям мегаполисов, у которых размер пособия по безработице составит меньше 10% от прежней заработной платы.
Исходя из масштабов сокращений в крупных компаниях и сфере интеллектуальных услуг можно прогнозировать, что в середине 2009 г. масштаб группы безработных белых воротничков может составить около 250 000 человек, в том числе в столицах — около 150 000.
- Синие воротнички
2. Частичное высвобождение (перевод на сокращенную рабочую неделю) до 80% синих воротничков на крупных предприятиях, резко сокративших портфель заказов. Поскольку значительная часть таких работников сосредоточена в моногородах, где массовые увольнения приведут к неприемлемым социальным последствиям, а также в силу того, что предприятия в расчете на восстановление спроса через год-два не заинтересованы терять квалифицированных специалистов, можно предположить, что подавляющая часть работников крупных предприятий будет высвобождена частично. Параллельно снизится оборот сферы услуг в моногородах, там тоже произойдет сокращение рабочей силы. Вместе это создаст крайне негативную картину «городов безработных».
- Выпускники
3. Трудности с нахождением постоянной и достаточно привлекательной работы для 50-60% выпускников высших учебных заведений и для значительной части выпускников колледжей и техникумов. Основная часть работодателей считает их компетенции недостаточными для производительной работы и вынуждена затрачивать дополнительные средства на обучение на рабочем месте. Эта стратегия сойдет на нет в период кризисного спада производства и роста безработицы. Даже те работодатели, которые нуждаются в дополнительных работниках, переключатся на «готовых работников», высвобожденных с других предприятий.
В условиях кризиса выйдет на поверхность феномен, тщательно маскируемый нынешней системой образования: до трех четвертей выпускников вузов не получают достаточных для профессиональной работы компетенций. В период быстрого роста без жесткого бюджетного ограничения, характерного для 2000-го — первой половины 2008 г., это маскировалось видимостью дефицита рабочей силы. Распространявшаяся по всей экономике волна денег и оптимизма вела не только к повышенному спросу на работников; предприятия боялись расстаться даже с наименее эффективными работниками, ибо цена рабочей силы постоянно шла вверх. В наступающем году перенасыщенность российских предприятий работниками сыграет злую шутку с теми, кто впервые выходит на рынок труда.
Основная зона риска — выпускники университетов мегаполисов, ориентированные на карьеру офисных работников. По оценке ГУ-ВШЭ, общее число таких «неустроенных карьеристов» составит осенью 2009 г. от 100 000 до 150 000 человек. В меньшей степени, но ощутимо спад на рынке труда скажется на выпускниках непрофильных экономических и юридических факультетов региональных вузов, а также на тех «избыточных» инженерах, педагогах и медиках, которые традиционно ориентировались на непрофессиональную карьеру. Все, что может предложить им рынок, — это места обслуживающего персонала, очень близкие к черным воротничкам как по статусу, так и по зарплате.
- Черные воротнички
4. Высвобождение до 25% черных воротничков: трудовых иммигрантов — иностранных граждан, в первую очередь из строительного сектора. До половины таких работников будут испытывать трудности с отъездом из России или стремиться нелегально продлить свое пребывание, не имея постоянной работы. Это около миллиона работников.
На днях правительство заявило о намерении в два раза сократить квоты на иностранных работников. Важно видеть не только позитивные, но и негативные последствия такой меры для отечественной экономики. Многие отечественные предприятия (особенно в строительном секторе, но также и в сфере обслуживания и обрабатывающей промышленности) сохраняют конкурентоспособность на базе массового использования дешевого (и очень экономически гибкого по условиям контрактов) труда гастарбайтеров. Они с большой вероятностью будут снова нанимать иммигрантов, а не граждан России. Это ограничивает возможности перераспределения высвобожденных работников из других секторов и вертикальную трудовую миграцию. При создании же искусственного дефицита работников, готовых трудиться на прежних условиях, не исключено дополнительное падение производства в ряде секторов, наиболее зависимых от труда трудовых иммигрантов.
Каждая группа работников (белые, синие, черные воротнички) достаточно жестко сегментирована и по рынкам труда, и по социальным сетям. Можно с большой вероятностью предположить, что перемещения из группы в группу (трудовая адаптация к кризису путем «спуска по социальной лестнице») в значимом масштабе не произойдет. По крайней мере в 2009 г. Условием массового «спуска» может быть только социальная маргинализация работников, что само по себе неприемлемо и создает большие риски для всего общества.
Это создает угрозу продолжительной безработицы в явной или латентной (частичная или символическая занятость) формах. Начиная с середины 2009 года возникают риски социально-политического характера. Офисные работники мегаполисов и выпускники вузов более чем на 80% включены в активные социальные сети, в основном в форме интернет-сообществ. Как распространение информации и слухов, так и социальная мобилизация будут происходить в таких сообществах за считанные дни. Работники градообразующих предприятий образуют такие же плотные сообщества, но в локальном масштабе.
Антикризисные мероприятия применительно к указанным группам должны рассматриваться не только с точки зрения политики занятости, но и с позиций предотвращения обострения социальной и политической обстановки в стране.
Стоит ли «опускать» людей с большими запросами?
Важно также, что белые воротнички и синие воротнички образуют ядро кадрового потенциала страны для ее будущего развития. Уровни их профессиональной квалификации и их вовлечения в экономику (в том числе в качестве предпринимателей) критически важны для экономического роста России — особенно в послекризисный период. Допускать деквалификацию этих групп или продолжительное снижение их экономической активности нельзя. Мы до сих пор пожинаем плоды вымывания профессионалов из инженерной деятельности, из естественных наук в кризисный период девяностых. Нельзя допускать повторения этой ситуации, поскольку она приведет к усилению технологического отставания России в период экономического роста. Более того, важно не только сохранять специалистов в их профессиях. Ведь ценность профессионала зависит в огромной степени от постоянного обновления его знаний и компетенций. Поэтому важно в кризисный период продолжать наращивать человеческий капитал, уровень компетенций в экономике и обществе.
Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ