Кризис показал, что корпорациям, где успех бизнеса полностью зависит от качества персонала, очень важно удержать лучших работников, а одним из способов этого может стать сохранение "социального пакета". Большинство фирм, где до осени 2008 года производились различного рода компенсации и социальные выплаты, не намерены их отменять, невзирая на финансовый кризис. Налоговая льгота, позволяющая увеличить расходы на добровольное страхование (ДМС), всячески способствует сохранению в корпорациях социального пакета для работников.

В период кризиса работники и соискатели на должности умерят свои требования по размеру зарплат, предъявляемые к работодателям. Акцент запросов сместится в сторону немонетарной мотивации. В условиях нестабильности возрастет роль соцпакета, который будет формироваться адекватно реальным потребностям сотрудников и целям работодателя, с учетом принципов конкурентоспособности на рынке труда. Об этом говорят результаты исследования, проведенного по заказу Группы "Ренессанс страхование" и кадровой компании HeadHunter.

Согласно опросу, 81% сотрудников и работодателей считают соцпакет неотъемлемой частью компенсации. На первое место зарплату ставят 19% работников и 15% работодателей. При этом 66% работодателей предоставляют соцпакет всем сотрудникам и 15% - только отдельным категориям сотрудников.

Для всех категорий сотрудников соцпакет чаще всего предоставляют организации, работающие в сфере связи и информационных технологий (86%), в то время как компании сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания предпочитают предоставлять соцпакет лишь отдельным группам работников. Между тем именно в сфере обслуживания персонал чаще, чем специалисты других областей, рассматривает соцпакет как неотъемлемую часть вознаграждения (85%).

Из компаний, которые предлагают сотрудникам соцпакет, 72% включили в него медицинское страхование. Далее следуют оплата мобильной связи, льготы на обучение и питание. Кризис не повлиял существенно на структуру соцпакетов.

Говоря о ДМС как о главной составляющей соцпакета, сотрудники и работодатели наиболее важными опциями программы медицинского страхования считают поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, "скорую помощь" и услуги стоматолога.

Подавляющее большинство работников - 93% - считают, что работодатель должен заботиться об их здоровье, имея при этом в виду льготы на фитнес, минеральную воду в офисе и привилегии некурящим сотрудникам. При этом 24% работодателей вообще не реализуют никаких программ по поддержанию здоровья сотрудников, а 25% предлагают корпоративные спортивные мероприятия и лишь 17% указали наличие льгот на фитнес.

95% компаний, пользующихся медицинским страхованием, удовлетворены вполне или отчасти сотрудничеством со страховой компанией. Из тех, кто не удовлетворен, всего 5% намерены вовсе отказаться от страхования или сменить страховщика.

Кроме того, 23% из организаций, не имеющих в соцпакете медицинской страховки, планируют включить в него полис ДМС в следующем году.

В связи с кризисом, рост рынка добровольного медицинского страхования несколько замедлится, но не остановится и составит порядка 5% - 7% в год. ДМС, вопреки мнению некоторых работодателей, становится не обременением бюджета компании, а, наоборот, возможностью сократить издержки. Динамику рынка могут обеспечить законодательные поправки, позволяющие с 2009 года увеличить расходы работодателя на ДМС с 3% до 6% от фонда заработной платы.