Сокращения из-за кризиса начались только месяц назад, а работодатели уже сейчас надеются привлечь звезд рынка с компенсацией до 50% меньше, чем в прошлом году. В «Миэль — загородная недвижимость» открыты вакансии руководителей проектов и директоров управления.
«Мы набираем людей в рамках нового девелоперского проекта на юго-западе Подмосковья и надеемся получить лучшие кадры рынка за деньги меньшие, чем полгода назад, — говорит Владимир Яхонтов, директор управления загородной недвижимости компании “Миэль-недвижимость”. — Нескольких человек на работу уже приняли, но закрыть удалось не все вакансии». Новым руководителям проектов и директору направления компания готова предложить на 20% меньше, чем в докризисные времена, говорит он.
«Компенсация сотрудника, — рассказывает Яхонтов, — складывается из фиксированной зарплаты и бонуса по результатам KPI. Из-за кризиса многие не смогут выполнить план, соответственно, бонус под вопросом. Или же его выплату переносят на более поздний срок». В результате высококвалифицированные специалисты, за которыми вчера гонялся весь рынок, вновь оказываются на рынке труда. Под сокращения, по его словам, могут попасть и те, кого взяли, рассчитывая на будущие проекты.
«До августа 2008 г. в сегменте недвижимости кандидаты диктовали условия работодателям», — говорит Иван Мячин, директор рекрутинговой компании «Анкор — недвижимость и строительство». А сейчас компании уменьшают предлагаемый уровень дохода кандидатам, многие из которых готовы работать за более низкое (на 15-20%) вознаграждение, отмечает он.
Компания «Открытие-недвижимость» принимает участие в тендерах по шести объектам в качестве девелопера, реализующего проект от начала до конца и действующего от имени и в интересах инвестора за вознаграждение, рассказал ее президент Александр Вагин. «Будет два проекта по коммерческой, два по жилой недвижимости и многофункциональный комплекс. На каждый из проектов понадобится нанять по 3-4 новых сотрудника, — говорит Вагин. — Понадобятся руководители проектов, а также инженеры, способные осуществлять технадзор». Нанимать их планируют на зарплаты от 25% до 50% ниже, чем до кризиса. Сейчас руководителю проекта предложат $4000-6000 в месяц. Летом таким же специалистам в «Открытие-недвижимость» готовы были платить до $10 000. Зарплаты инженеров упали с $6000 до $3000-4000 в месяц.
- Распродажа сейлзов
Михаил Хабаров, гендиректор управляющей компании «Альфа-капитал», в кризис планирует набрать лучших сейлзов по сегменту wealth management и corporate finance. «По фиксированной зарплате, — рассказывает Хабаров, — с ними можно договориться на 50% ниже, чем в конце 2007 г. Предложение растет с каждым днем, а спроса нет».
Хабаров добавляет, что из-за кризиса «Альфа-капитал» уже сократила 20% сотрудников, но это не помешает набрать звезд рынка с существенным дисконтом: «Сейчас можно заполнить любую позицию лучшими кадрами. К нам приходит 30-40 человек в день, из них мы встречаемся с 3-4, если один из них интересен — делаем ему предложение. С начала октября взяли одного управляющего облигационным портфелем и двух сейлзов». Назвать имена этих сотрудников Хабаров отказался.
Лучших сейлзов никто и не собирается сокращать, говорит Эльвира Чекмарева, ведущий консультант инвестиционно-банковского направления рекрутинговой компании Antal International. «Тех, кто привлекает не меньше $30-40 млн в год, на рынке человек 10-15, — говорит она, — за которых работодатели держатся руками и ногами. Такой сейлз может остаться один в отделе, но ему сохранят докризисные условия, только чтобы он не ушел».
- Рынок очистится
Эксперты считают, что кризис пойдет рынку на пользу. «Думаю, это не падение рынка труда, это оздоровление. Он был слишком раздут. Сейчас снижаются зарплатные ожидания — человек уже понимает, что увеличить свою компенсацию в два раза, просто поменяв работу, не удастся», — говорит Наталья Куркчи, партнер Antal International.
До кризиса люди, проработавшие в аудиторской компании два года с зарплатой $3000-4000, считали, что они должны получать $10 000. При этом их мотивацией были не приобретенные квалификация и опыт, а то, что «мой друг зарабатывает столько, почему я должен меньше?», рассказывает она.
«Люди наконец стали работать, — комментирует Куркчи. — До кризиса младший сотрудник отдела продаж инвестбанка требовал, чтобы ему платили $4000-5000 в месяц, сегодня он рад зарплате в $1000».
«Две недели назад, — продолжает Куркчи, — мне звонил топ-менеджер с фиксом в $400 000 в год с гарантированным 100%-ным бонусом и возможностью опциона, просил найти работу с условиями не хуже». Сегодня такие люди, как он, не выставляя условий, просто спрашивают, что есть на рынке. Люди готовы снизить свои зарплаты на $50 000-100 000 в год.
Сейчас происходит переоценка сотрудников и их зарплат, говорит гендиректор управляющей компании одного из крупных московских банков. Фиксированная часть зарплаты директоров по продажам и ведущих специалистов по продажам в сегменте доверительного управления, возможно, уменьшится на 25-30%, при этом бонусная часть измениться не должна. Большинство специалистов отнесутся к этому с пониманием. «Я готов пойти на понижение зарплаты, — говорит он. — Я работаю в компании только три месяца, поэтому кроме собственных амбиций у меня есть также некие обязательства перед работодателем».