Российскому рынку труда предстоят кардинальные изменения, однако количество увольнений под влиянием кризиса — это даже не самый главный показатель. Несмотря на уверения различных экспертов, статистика показывает, что кадровые бюджеты компаний серьезно сокращаются, меняется и сам подход работодателей к найму персонала. Компании ищут пути снижения издержек всеми способами.

Портал Работа.ру проанализировал статистические данные по динамике спроса и предложения на российском рынке труда за последние несколько месяцев, а также опросил около 500 человек (как работодателей, так и соискателей) на тему влияния кризиса на них. Результаты показывают, что в сентябре и октябре очень существенно упал спрос на топ-менеджеров, финансистов и рекрутеров. Также серьезно пострадали менеджеры по маркетингу и PR, юристы, бухгалтеры. Падение происходит на фоне сокращения этих специалистов в компаниях. О массовых увольнениях говорят многие. Фактически они касаются каждой третьей компании, а в финансовом секторе и сфере недвижимости — каждой второй. В целом, например, на рынке строительства, по словам экспертов, будет сокращено 15-20% всего персонала, то есть около 1 млн человек. На финансовом рынке эта цифра может достигнуть 30%.

Лучшим индикатором происходящих процессов является динамика спроса и предложения кадров на сайтах по трудоустройству. В конце сентября произошло резкое падение количества вакансий на всех сайтах.

Количество резюме, наоборот, существенно выросло. На сайте Работа.ру этот показатель составил от 130% до 260% (в период с июня по октябрь) в зависимости от отрасли и специальности. В разделах «Бухгалтерский учет и аудит, экономика», «Кадровые службы» и «Финансы и кредит» темп роста резюме намного выше, чем в других.

Общее сокращение персонала и снижение количества вакансий вызывает цепную реакцию: уже становятся не нужны огромные кадровые службы. Каждый третий работодатель, опрошенный сайтом Работа.ру, говорит о планах изменить политику подбора персонала. В последнее время на эти цели тратилось слишком много средств, часто совершенно не оправданно.

Теперь кадровые бюджеты неуклонно будут сокращаться, а сами компании искать способ снизить расходы. Если раньше они были готовы платить большие деньги за переманивание топ-менеджеров и executive search, то сейчас данная тенденция уже не актуальна: денег на это просто нет, а спрос на самих топов снижается. То же самое касается публикации объявлений в Интернете: компаниям становится невыгодно платить немалые деньги только для того, чтобы разместить одну-две вакансии, поэтому они отказываются от жестких платных ресурсов, все больше отдавая предпочтение открытым сайтам с гибкой политикой работы с клиентом.

В общем-то кризис раскрыл одно из узких мест российского кадрового рынка, а именно — его «перегретость», которая выражается в слишком большом отрыве зарплат топ-менеджеров от общих показателей рынка, а также в преувеличении значимости управленцев на фоне отставания российских фирм в плане производительности труда.

Другая важная тенденция заключается в том, что спрос упал именно на тех сотрудников, которые были переоценены. На многих работников он по-прежнему велик. Например, статистика показывает, что спрос на водителей или кладовщиков ничуть не снизился и даже вырос, так же как на ряд других рабочих специальностей. Вместе с тем искать сотрудников на данные позиции сложно: кадровым агентствам не интересны такие вакансии, а многие сайты по трудоустройству позиционируют свои услуги только для высокого сегмента. В результате работодатель тратит на переоцененного специалиста слишком много денег, а операционных работников ищет очень долго.

Сами соискатели также стали стремиться использовать открытые ресурсы по трудоустройству. Опрошенные сайтом Работа.ру люди говорят о том, что они испытывают заметные трудности при поиске работы в настоящее время. Прежде всего это выражается в том, что при закрытых контактах часто со стороны работодателей просто нет никакой реакции на отклики. Сокращения происходят так быстро, что иногда даже менеджер по персоналу, ответственный за вакансию, покидает компанию, а отклик приходит именно на его почту. Поэтому если на сайте не указаны телефоны компании, шансы соискателя снижаются очень существенно.