"Пусть мы не сидим в огромном блистающем офисе с окнами во всю стену, но зритель и потенциальный сотрудник оценит другое. Мою физиогномику, интонирование, тембр голоса",— говорит Мария Егорова, генеральный директор кадрового агентства Vector K. Ища руководителя службы подбора персонала, неделю назад она снялась в своем офисе на Покровке в клипе нового жанра — видеопрезентации работодателя.

Стартовавший в марте сайт ICQ TV ежедневно посещают 100 тыс. российских пользователей, главным образом находящихся в возрасте от 18 до 35 лет. Это любимая рекламодателями аудитория, "молодые и успешные". Большая часть рекламных площадок проекта забронирована до конца года, хвастается управляющий директор компании Gameland Давид Шостак, рассказывая о партнерском бизнесе с американским гигантом AOL. Учитывая раскрученность брэнда "аськи", в 2008 году Шостак намерен заработать на проекте несколько миллионов долларов, как минимум. В последних версиях "аськи" над контакт-листом расположена иконка TV. Кликнув по ней, пользователь попадает в галерею тематических видеороликов, в частности относящихся к курируемой Gameland рубрике "Карьера". "Сейчас мы ведем переговоры о съемке с рядом крупных компаний. Хотим снимать около 30 роликов в месяц",— рассказывает Шостак.

Оператор ICQ TV в манере "глазами зрителя" снимает маршрут от метро или ближайшей остановки общественного транспорта до офиса компании, затем камера проникает в сам офис, показывая рабочее место будущего сотрудника и его начальника. Наконец, записывается беседа с CEO или владельцем бизнеса. Участие в программе бесплатное, взамен компании играют по правилам ICQ TV, давая "человечинку". Формат заставляет боссов рассказывать даже о мечтах. Мария Егорова, например, "была шокирована" вопросом о первой любви.

Бизнес-модель проекта "Карьера" такая же, как и у всего ICQ TV: в начале и в конце сюжета зритель просматривает рекламный ролик. Деньги с работодателей ICQ TV брать не намерено: в компании считают, что ролики привлекут обширную аудиторию, которую затем можно будет монетизировать при помощи рекламы.

Работодателя "выводят на монитор" не всегда добровольно. Так, двое бывших сотрудников Microsoft Роберт Хоман и Рич Бартон с помощью венчурного фонда Benchmark Capital (в его портфолио — инвестиции в Second Life и eBay) основали сайт Glassdoor, посетители которого анонимно публикуют обзоры зарплат и описывают общие условия работы в своих компаниях, а также оценивают корпоративных лидеров. Данные порой получаются любопытными. Например, Стив Балмер крайне непопулярен среди нынешних и бывших работников "мелко-мягких" (53% позитивных оценок), что особенно заметно на фоне успеха Эрика Шмидта, любимчика гиков (86% "за").

Контента, сгенерированного посетителями сайта,— 32 тыс. материалов о 7 тыс. компаний из 80 стран,— уже достаточно для полноценной раскрутки рекламной модели. Создатели Glassdoor подчеркивают, что по отношению к корпоративному миру настроены дружелюбно и предлагают обеспечивающий обратную связь сервис с суперцелевой аудиторией.