Размеры и условия выплат за наставничество в обязательном порядке должны будут включаться в трудовой договор или в допсоглашение к нему. Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Федеральным законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ в Трудовой кодекс вводятся нормы о наставничестве на работе. Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Труд наставника и его регулирование будет прописано в новой (351.8) статье Трудового кодекса. В ней приводится определение наставничества, в котором, среди прочего, предусмотрено, что работник может выполнять такую функцию на основании своего письменного согласия и по поручению работодателя. Сущность же наставничества – это оказание другому работнику помощи в овладении навыками работы.
Сроки, форма выполнения такой работы и её содержание должны быть указаны в трудовом договоре. Выплаты могут устанавливаться колдоговорами, локальными актами. Также всё это может регулироваться законодательством, в том числе отраслевыми нормативными актами.
Кроме того, указано, что размеры и условия выплат за наставничество в обязательном порядке должны включаться в трудовой договор или в допсоглашение к нему. При этом выплаты должны соответствовать действующей у работодателя системе оплаты труда. Соответственно, в системе оплаты труда работодатель должен предусмотреть доплаты за наставничество, если оно практикуется на предприятии.
Также будет указано, что работник имеет право досрочно отказаться от наставничества, и работодатель также -досрочно отменить поручение об этом, предупредив работника не менее чем за три рабочих дня.
Наставничество в аудите – комментарий методолога по аудиту к Федеральному закону от 09.11.2024 № 381-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации".
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411090013?index=2 .
Автор: Наталия Климова, аудитор, методолог, контролёр качества
Президент России Путин В.В. подписал закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ, закрепляющий наставничество как дополнительную работу, за которую положена доплата.
На мой взгляд, эта доплата особенно актуальна в настоящий момент, когда нехватка профессионалов с опытом работы существует практически во всех сферах. При этом, если говорить про область аудита, качество аудита падает с каждым годом. Как раз на данную тему я выступала на 52-й международной научно-практической конференции «Татуровско-Шереметовские чтения» в МГУ им. М.В. Ломоносова в октябре 2024 года.
Я бы хотела остановиться на двух моментах, если говорить про наставничество в аудите:
1. Какой размер доплаты приемлем для наставника?
2. За чей счет расходы: за счет работодателя или самого ученика?
В моём понимании, если говорить про аудит, эта доплата должна варьироваться в диапазоне 1,2-1,5 повышающего коэффициента к окладу наставника.
Наставниками в аудите могут выступать менеджеры по аудиту, методологи по аудиту, руководители отделов аудита. Желательно, чтобы данные сотрудники имели предрасположенность к преподаванию и достаточный практический опыт аудитов "в полях".
Наставник должен в процессе проведения аудитов разбирать практические ситуации и кейсы. В дальнейшем, по итогам обучения, должны проводиться тестирование и аттестация, по итогам которых будут делаться выводы о целесообразности дальнейшего обучения конкретного сотрудника, и делегирования определенного функционала.
Если рассматривать аудит с точки зрения бизнеса, то наставничество имеет смысл только в долгосрочной перспективе, а не на "1 сезон", так как это отвлечение ресурса квалифицированного специалиста и дополнительные финансовые затраты.
Вероятно, имеет смысл использовать распространенные на рынке практики оплаты работодателем дорогостоящего повышения квалификации сотрудников:
- заключать дополнительные соглашения с работником об обязанности отработать минимум 2-5 лет после обучения;
- возврат денежных средств, которые ушли на доплату наставникам, пропорционально отработанному после обучения времени, в случае досрочного расторжения трудового договора.