Со всех доходов, включая суммы сверх величины предельной базы, взносы должны уплачиваться по тарифу 30%, считают авторы законопроекта. Проект проходит под громким популистским названием об обеспечении равенства прав граждан при исчислении единого тарифа страховых взносов. Кроме того, предлагается убрать ограничение по среднему заработку для расчета больничных.

Группа депутатов внесла в Госдуму два законопроекта: одним предлагается внести изменения в законы об обязательном пенсионном страховании и об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (449548-8). Вторым законопроектом вносятся поправки в Налоговый кодекс (449570-8).

Все они направлены преимущественно на ликвидацию пониженного тарифа страховых взносов для доходов свыше предельной величины единой базы. Законопроекты проходят под громким названием о равенстве граждан, хотя это, конечно, популизм, ведь страховые взносы платят не граждане из своей зарплаты, а их работодатели из собственных средств.

Помимо основной идеи, из закона о "больничном" соцстраховании предлагается убрать лимит среднего дневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Сейчас такой средний дневной заработок не может превышать величину, которая равна сумме предельных баз за 2 года, деленной на 730. И, кстати, в проекте имеется очевидное упущение: не устраняется и не видоизменяется второе ограничение (по среднему заработку, не дневному), которое тоже связано с предельной базой по взносам.

Предлагается установить общий единый тариф 30%, применяемый независимо от величины годового дохода физлица. В законе об ОПС устанавливаются нормативы доли единого тарифа, направляемые на финансирование страховой пенсии, так, как если бы единой предельной величины базы не существовало.

Из Налогового кодекса убираются правила определения лимита базы. В том числе, для чего-то предлагается поправить нормы, касающиеся периода до конца 2022 года. Тарифы согласно законопроекту будут однозначными – упраздняется десятипроцентный тариф для дохода свыше предельной величины базы на ОПС, начисление взносов на ОСС только в пределах названный базы (сверх неё подразумевался ноль).

И, конечно же, упразднят установленный с 2023 года единый тариф свыше установленного лимита базы 15,1%. Вместе с тем, льготные тарифы всё-таки предлагается применять в пределах установленной единой предельной базы. Хотя, может, авторы просто недовычистили нормы, и, если у законопроекта появятся какие-то шансы на принятие, то это исправят ко второму чтению.

В пояснительной записке авторы отмечают, что в те периоды, когда российское законодательство не предусматривало регрессивной шкалы для отчислений в фонды, Пенсионный фонд функционировал без дополнительного финансирования из федерального бюджета. Соответственно, предлагаемая мера, по мнению авторов, способна компенсировать соцфонду недостающее финансирование. Проекты внесены в Госдуму без правительственного отзыва.

Напомним, что недавно был опубликован проект постановления, устанавливающего единую предельную базу на 2024 год в сумме 2 225 000 рублей. По сути, она и без отмены становится достаточно высокой для того, чтобы обрубить шансы на 15,1%-ный тариф в отношении подавляющего большинства работников.