Фонд соцстрахования заказал ГОСТ, который установит правила для цифрового досудебного урегулирования споров между гражданами и фондом. Стандарт должен описать «цифрового социального юриста», бот-консультантов, «умные» калькуляторы.

Фонд социального страхования (ФСС) — один из трех российских внебюджетных государственных фондов — разместил на портале госзакупок контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции использования цифровых технологий для правового обеспечения обязательного социального страхования». Сумма лота — 4,625 млн руб. Заявки на участие в открытом конкурсе подавались до 17 сентября.

Контракт включает в себя создание проекта государственного стандарта России (ГОСТ), следует из документов. Он установит единые правила досудебного урегулирования споров между гражданами, страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы за работников) и фондом с использованием цифровых технологий, пояснили РБК в ФСС. «Планируется прописать правила для таких сервисов, как бот-консультант, бот-заявитель, «умные» калькуляторы фонда, которые определят легитимные условия, статусы, результаты предоставления услуги и прочее, что предложит победитель конкурсной процедуры», — отметили в фонде.

Под правовым обеспечением подразумевается в том числе решение юридических споров между гражданами, юрлицами-страхователями и ФСС. Например, споров по поводу размера назначенных пособий (ФСС администрирует выплату пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и т.д.) или по поводу предоставления инвалидам технических средств реабилитации. По ожиданиям чиновников, создание ГОСТа повысит качество, доступность, востребованность услуг фонда в цифровом формате, а также уменьшит затраты ведомства и потребителей его услуг.

ФСС ставит задачу увеличить «долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%».

Предыдущая попытка создать цифровых помощников

В настоящее время большинство услуг ФСС (оформление пособий, получение технических средств реабилитации и др.) предоставляется в электронном виде — через сайт ФСС и портал госуслуг. Например, без посещения медучреждений можно оформить электронный больничный лист. В фонде ожидают, что «результаты проекта позволят провести оптимизацию и реинжиниринг технологических процессов данных услуг».

В решении же правовых споров цифровые технологии ФСС применял не столь активно. Изменить ситуацию фонд намеревался еще в 2018 году. Тогда ведомство объявило о разработке системы «Цифровой социальный юрист». Планировалось, что проект поможет ускорить урегулирование споров между гражданами и ФСС, осуществлять контроль за исполнением принятых решений, упростить отношения с участием поставщиков социальных товаров и услуг, оптимизировать правоприменительную деятельность. В рамках проекта должны были появиться такие сервисы, как «умный» калькулятор, «цифровой социальный адвокат», «цифровой социальный нотариус» и другие. Эти же термины фигурируют в тексте госконтракта, размещенного три года спустя — в августе 2021 года.

Работа над проектом «цифровой социальный юрист» не прекратилась, но шла не такими быстрыми темпами, как хотелось, в том числе из-за пандемии, объяснили в ФСС. Для возобновления активной работы в этом направлении и нужна разработка концепции с учетом новых реалий, подчеркнули в фонде.

Как рассказывал в 2018 году тогдашний первый заместитель главы ФСС Евгений Писаревский, главным отличием «цифрового социального юриста» от существующих информационных сервисов будет наличие юридически значимого электронного документа: если человек однажды рассчитал с помощью «умного» калькулятора пособие, оно становится обязательным для фонда и в судебных разбирательствах используется как доказательство.

Объявление планов о создании «цифрового социального юриста» сопровождалось договоренностями ФСС с юридическими сообществами о сотрудничестве. В частности, к программе ФСС собирались подключиться Федеральная палата адвокатов и Федеральная нотариальная палата (ФНП). Как рассказали РБК в ФНП, эти планы не осуществились. «Да, действительно на этапе разработки проекта в 2018 году ФНП выразила готовность к участию в нем. Он обсуждался на совместных встречах представителей ФНП и ФСС. Однако на данный момент информации о деталях и сроках запуска проекта у Федеральной нотариальной палаты нет», — отметили в организации нотариата.

В ходе обсуждений с Федеральной нотариальной палатой представители ФСС рассказывали об одном из практических применений цифровых технологий для правовой защиты граждан — «тревожной кнопке» в приложении, которую может нажать инвалид в случае, если он не получил техническое средство реабилитации. По задумке после получения сигнала в приложении фонд начинает в автоматическом либо полуавтоматическом режиме генерирование претензий поставщику услуг. Если замечания не устраняются, предъявляется иск в суд и наказывается сотрудник фонда соцстрахования, который не проконтролировал данную ситуацию.

Как в ФСС теперь видят «цифрового социального юриста»

Расшифровка составных частей «цифрового социального юриста» содержится в техническом задании закупки ФСС. Исполнителей контракта просят учесть, что блоками цифровой автоматизированной системы правового обеспечения социального страхования («цифрового социального юриста») должны стать:

  •  
  • цифровой социальный представитель (адвокат);
  • проактивный механизм уведомления граждан о праве на получение услуги, предоставляемой фондом;
  • цифровой социальный омбудсмен, который займется урегулированием споров и защитой прав застрахованных;
  • цифровая единая юридическая служба: в ее компетенции будет электронная экспертиза, смарт-контракты, электронная претензионная работа, визирование, электронное делопроизводство и т.д.;
  • цифровой социальный нотариус, среди его обязанностей — электронная идентификация личности, определение дееспособности, удостоверение фактов;
  • юридическая СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия), включающая судебный департамент, прокуратуру, органы власти.

Блоки должны быть дополнены следующими элементами:

  • бот-заявитель — электронный сервис написания, оформления и отправки обращения гражданина по вопросу нарушения фондом порядка и качества предоставления госуслуги;
  • бот-консультант — электронный сервис, в устной или письменной форме информирующий граждан об их гарантиях, правах и обязанностях, а также предоставляющий иную обязательную информацию в сфере деятельности фонда;
  • «умный калькулятор», позволяющий гражданину самостоятельно рассчитать размер причитающегося ему обеспечения (пособия, выплаты, компенсации);
  • обработка и сортировка обращений — функция рутинного рассмотрения обращений, включая распознавание печатного, рукописного или голосового текстов;
  • интеллектуальный подбор нормативно-правовых актов, судебной и правоприменительной практики;
  • использование смарт-контрактов.


Как оценивают идею эксперты

Идея отдать на откуп цифровым технологиям сферу правовой защиты граждан чревата тем, что «между лицами, нуждающимся в помощи, и ФСС встанет компьютерная программа», считает старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета «Синергия» Александр Алексеев. «Это, наоборот, снизит уровень социальной защиты. Никакой «цифровой социальный юрист» не избавит ФСС от исков в суде, не снизит их судебные издержки», — говорит эксперт.

Юрист юридической компании РКТ Елена Волчек, напротив, уверена, что инициатива создания цифрового юридического помощника в сфере социальной поддержки необходима и актуальна. «С учетом того что в социальной поддержке часто нуждаются люди с ограниченными возможностями и маломобильная часть населения, возможность обратиться за помощью в упрощенном порядке ценна. Более того, если будет создана возможность оперативного цифрового механизма принятия и рассмотрения претензий граждан без сложных и часто непонятных бюрократических процедур, это существенным образом сократит нагрузку работников аппарата фонда и будет способствовать более эффективной работе с гражданами», — отмечает Волчек.

Электронные сервисы действительно могут ускорить процесс коммуникации граждан с фондом, считает советник по специальным вопросам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин. «Например, в автоматическом либо полуавтоматическом режиме можно будет сгенерировать претензию поставщику услуг в случае непредоставления услуги ее потребителю. Таким образом, это позволит своевременно реагировать на претензии и устранять проблемы, что в значительной степени сократит число предъявляемых к ФСС исков», — уверен юрист.

Агрегатор судебных дел судов общей юрисдикции насчитывает более 100 жалоб к ФСС в этом году. В картотеке арбитражных дел против ФСС подано около 800 исков в 2021 году и 1300 в прошлом, уточнили юристы.